В центре Мехико нашли жертвоприношение ягуара и ребенка

На раскопках Темпло Майор (Templo Mayor), важнейшего храмового комплекса ацтеков в центре современной мексиканской столицы, обнаружены останки принесенных в жертву ягуара и девятилетнего мальчика. Вместе с останками археологи нашли богатый инвентарь, в том числе украшения и обсидиановые ножи. По мнению главы экспедиции Леонардо Лопеса Лухана из Национального института антропологии и истории (INAH), новые находки необычны и могут указывать на то, что неподалеку находится погребение верховного правителя ацтеков — тлатоани («императора»). Об открытии сообщило агентство Reuters.

Темпло Майор находится в самом центре современного Мехико рядом с площадью Сокало (площадью Конституции). Комплекс площадью около 16 гектаров возводился между 1325 и 1502 годами как культовый центр ацтекского города Теночтитлан. До разрушения испанцами в 1521 году он состоял из двойной пирамиды (собственно Темпло Майор — «Главного храма») и меньших храмов, посвященных Уицилопочтли (с южной стороны) и богу дождя Тлалоку (с северной). Внутри комплекса находилось еще несколько построек и обширный двор.

Раскопки Темпло Майор ведутся с 1978 года. Первые несколько лет экспедицией руководил Эдуардо Матос Моктесума, превративший комплекс в одну из важнейших туристических достопримечательностей не только столицы, но и всей Мексики. Матос Моктесума основал музей Темпло Майор. С 2007 года раскопками руководит ученик Матоса Моктесумы Леонардо Лопес Лухан (Leonardo Lopez Lujan). Он уже не раз оказывался в центре внимания прессы в связи с удивительными находками, которые как будто указывают на близость «императорского погребения». Так, в 2009-2010 годах Лопес Лухан исследовал ритуальные захоронения орлов и собаки и был убежден, что где-то рядом находится прах тлатоани Ауисотля (Ahuitzotl), могущественного правителя ацтеков, умершего в 1502 году.

Круглая ритуальная платформа с останками ягуара и ребенка найдена недалеко от храма Уицилопочтли, расположенного на территории комплекса Темпло Майор. Скелет ягуара лежал в большом каменном контейнере примерно в центре платформы. Рядом с останками животного археологи нашли деревянный диск с эмблемой Уицилопочтли, покровителя ацтеков и божества солнца и войны. Ягуар был укрыт слоем ракушек, кусочков коралла и морских звезд. Там же оказались останки розовой колпицы (Platalea ajaja), крупной птицы семейства ибисовых, розовым оперением напоминающей фламинго. В ацтекских мифах колпицы сопровождают умерших воинов и правителей в подземное царство.

Ученым удалось пока извлечь только десятую часть содержимого каменного контейнера, где нашли останки ягуара. Элизабет Хилл Бун (Elizabeth Hill Boone), профессор Тулейнского университета (штат Луизиана), полагает, что ягуар мог символизировать воинскую доблесть тлатоани Ауисотля. «Может быть, в этом контейнере — сам Ауисотль», — сказала Бун в интервью Reuters.

Останки ребенка были украшены деревянным диском с эмблемой Уицилопочтли, нефритовым ожерельем и крыльями из костей сокола. Почти наверняка у ребенка и у ягуара были вырваны сердца, но ученым еще предстоит это уточнить. На ритуальной платформе помимо контейнера и детских останков находились также небольшие ящики с обсидиановыми ножами и брусочками копала — ископаемой древесной смолы, ценившейся ацтекскими жрецами.

Работы в районе круглой ритуальной платформы продлятся еще несколько месяцев. Леонардо Лопес Лухан рассчитывает на новые открытия и надеется найти погребение ацтекского «императора», которое неоднократно упоминалось в источниках XVI века. До сих пор археологам ни разу не удавалось обнаружить такое погребение.

Иногда археологам на раскопках помогают природные катаклизмы — например, в 2017 году в Мексике произошло землетрясение магнитудой 7,1. При изучении повреждений, вызванных землетрясением, археологи обнаружили древний храм ацтеков, скрытый в пирамиде Теопанцолко.

Юлия Штутина