Румынские энтузиасты инженер Разван Саби и старший научный сотрудник Национального института аэрокосмических исследований Румынии Иосиф Тапосу занялись разработкой летательного аппарата нового класса — «летающей тарелки», способной на вертикальные взлет и посадку и сверхзвуковой горизонтальный полет. Как пишет New Atlas, новая разработка получила название ADIFO (All DIrections Flying Object, всекурсовой летательный аппарат). Первый летный прототип аппарата разработчики уже собрали.
Дискообразная форма планера летательного аппарата не популярна и, несмотря на то, что периодически авиаконструкторы рассматривают возможность создания «летающих тарелок», серийно такие самолеты не выпускаются. Считается, что дискообразная форма планера имеет несколько лучшие аэродинамические характеристики по сравнению с классическими самолетными планерами или схемой «летающее крыло». В частности, в случае «летающей тарелки», весь ее планер полностью создает подъемную силу в горизонтальном полете.
При этом дискообразные летательные аппараты имеют относительно меньший внутренний полезный объем. Кроме того, «летающими тарелками» сложнее управлять из-за особенностей расположения подвижных аэродинамических элементов. За все время в мире разрабатывались около трех десятков проектов дискообразных летательных аппаратов. По некоторым из них разработчики собрали летные прототипы, которые проходили летные испытания. Значительная часть дискообразных аппаратов создавалась в интересах военных.
Прототип румынского дискообразного летательного аппарата ADIFO имеет диаметр 1,2 метра. «Летающая тарелка» оснащена четырьмя электровентиляторами, отвечающими за вертикальные взлет и посадку, и двумя вентиляторами в хвостовой части. Последние отвечают за быстрый горизонтальный полет аппарата. Полноразмерный серийный аппарат, если его разработка будет завершена удачно, вместо хвостовых вентиляторов получит турбореактивные двигатели и сможет, как утверждается, выполнять стабильные полеты на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях.
Вентиляторы, установленные в корпусе ADIFO, оснащены выдвижными обтекателями. В горизонтальном полете они выдвигаются и закрывают вентиляторы, чтобы уменьшить их аэродинамическое сопротивление. Помимо четырех вертикальных и двух горизонтальных вентиляторов прототип «летающей тарелки» получил боковые воздушные сопла — по одному слева и справа. С помощью таких сопел в полете можно резко менять курс летательного аппарата.
Разработчики утверждают, что полноразмерный летательный аппарат ADIFO будет пилотируемым. Они также заявили, что благодаря дискообразной форме планера аппарата на его поверхности при полете на сверхзвуковой скорости будет образовываться меньше ударных волн, а те, что все же сформируются, будут иметь меньшую интенсивность.
В 2012 году Национальный архив США впервые опубликовал секретные чертежи летающей тарелки, разработка которой велась для американских ВВС в 1950-х годах. Разработка велась под обозначением Project 1794. «Летающая тарелка» была рассчитана на вертикальные взлет и посадку. Предполагалось, что она сможет развивать скорость до четырех чисел Маха и выполнять полеты на расстояние до 1,8 тысячи километров на высоте 30 тысяч метров.
Василий Сычёв
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.