Изотопный состав найденного в Казахстане метеорита Ефремовка лучше всего описывается предположением, что на очень молодом Солнце произошла исключительно длительная и мощная вспышка. Ученые пришли к такому заключению, исследуя богатые кальцием и алюминием включения в метеорите. Результаты анализа опубликованы в журнале Nature Astronomy.
Считается, что многие болиды образовались на заре существования Солнечной системы, поэтому их изучение может предоставить информацию о ее прошлом. Одним из важнейших источников подобных данных является исследование элементного и изотопного состава упавших на Землю метеоритов. Некоторые изотопы образуют лишь при специфических условиях, поэтому их наличие может указать на характер и время оказанных воздействий.
В частности, можно исследовать изотопы, являющиеся продуктами распада других короткоживущих ядер. К таким ядрам относится бериллий-10 с периодом полураспада 1,4 миллиона лет. Согласно теории, он получается из кислорода или углерода в результате реакции выбивания (spallation), при котором ядро расщепляется на несколько продуктов после взаимодействия с высокоэнергичной частицей. Одна из объясняющих присутствие этого изотопа в ранней Солнечной системе гипотез утверждает, что это связано с повышенным облучением космическими лучами или солнечной радиацией. Согласно другой, появление такой же концентрации бериллия-10 можно объяснить близкой вспышкой сверхновой, в результате которой возник интенсивный поток нейтрино высоких энергий.
В работе под руководством Ритеша Кумара Мишры (Ritesh Kumar Mishra) из Космического центра имени Линдона Джонсона NASA изучаются богатые кальцием и алюминием включения (calcium- and aluminium rich inclusion — CAI) в метеорите Ефремовка. Данные уран-свинцового метода датирования указывают на внушительный возраст этих образований — 4,568 миллиардов лет. Благодаря этому данные включения считаются одними из первых объектов, сформировавшихся на горячем этапе существования Солнечной системы, а от этого времени принято формально отсчитывать ее возраст. CAI чаще всего встречаются в метеоритах из класса углистых хондритов и в основном состоят из оксидов и силикатов кальция, алюминия, титана и магния. Изотопный состав алюминия и магния в CAI метеорита Ефремовка уже изучался, по нему удалось оценить возраст формирования включений: они оказались примерно 0,45 миллионов лет моложе Солнечной системы.
Основное внимание авторы уделили изотопному составу лития, бериллия и бора в минерале милелите, встречающемся в CAI. Ученые обнаружили повышенное содержание нескольких изотопов. В частности, повышенной оказалась концентрация изотопов бериллия 10Be/9Be. Также наблюдался избыток 7Li по сравнению с другим стабильным вариантом 6Li. Однако взятые из разных мест пробы указали на линейную корреляцию отношения 7Li/6Li с отношением 9Be/6Li, что говорит о происхождении избыточного лития в результате бета-распада 7Be. Однако период полураспада 7Be составляет всего 53 дня, что делает маловероятным его появление в результате вспышки сверхновой или связанными с космическими лучами процессами.
Авторы называют взаимодействие порожденных Солнцем энергетических частиц с самими CAI или веществами, из которых они образовались, наиболее вероятным механизмом появления данного изотопа. Вместе с измеренным избытком 10Be ученым удалось оценить вклад солнечной активности в производство короткоживущих ядер, соотношение длительности и интенсивности соответствующих событий и временные рамки появление изученных CAI. Дополнительные модельные расчеты при различных параметрах активности Солнца и состава твердых веществ-предшественников изученных минералов показали, что производство 7Be линейно связано с производством 10Be, а подходящий для образования нужного изотопного состава всех элементов поток протонов (1010 частиц в секунду на квадратный сантиметр) мог быть произведен лишь супервспышкой на Солнце с рентгеновской светимостью в 1032 эрг в секунду. В предположении о постоянной яркости такое событие должно было продолжаться пару лет, в то время как данная светимость находится на уровне пиковых значений наиболее мощных вспышек современного Солнца. Данная оценка значительно уточняет предыдущие гипотезы о ранней высокой активности Солнца, которые выдвигали для объяснения изотопного состава бериллия и ванадия в других работах: их авторы приходили к выводу, что облучение длилось не более 300 лет для тел, расположенный в 0,1 астрономической единицы от звезды.
Ученые не первый раз используют данные о радиоактивных элементах для оценок активности Солнца в прошлом. В частности, вспышку на звезде пару тысяч лет назад связали с радиоактивными ядрами в гренландском льду. Подобные явления называются событиям Мияке, а мы публиковали подробный текст о важности этого феномена в уточнении методов определения возраста.
Тимур Кешелава
Также «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие двух новых далеких галактик
Астрономы при помощи инфракрасной космической обсерватории «Джеймс Уэбб» опровергли существование одного из ранее открытых кандидатов в самую далекую галактику — им оказалась запыленная и более близкая к нам галактика. Кроме того, ученым также удалось подтвердить открытия двух очень далеких галактик. Статья опубликована в журнале Nature. Одним из основных направлений работы «Джеймса Уэбба» стал поиск и исследование далеких галактик, особенно тех, которые существовали в первый миллиард лет после Большого Взрыва. К настоящему моменту обнаружен целый ряд кандидатов в самые далекие галактики, однако измеренные фотометрические красные смещения галактик необходимо подтвердить при помощи спектроскопии. Группа астрономов во главе с Пабло Аррабалем Аро (Pablo Arrabal Haro) из Национальной исследовательской лаборатории оптики и инфракрасной астрономии Национального научного фонда представила результаты спектроскопических наблюдений при помощи прибора NIRSpec «Джеймса Уэбба» за тремя кандидатами в очень далекие галактики, первоначально найденными в рамках обзора CEERS по фотометрическим данным «Джеймса Уэбба». Открытия двух кандидатов в далекие галактики удалось подтвердить. Объект CEERS2_5429, обнаруженный в июле прошлого года, получил тогда прозвище «Галактика Мэйси», в честь того, что открытие было сделано в день рождения дочери основного автора работы. Определенное спектроскопически красное смещение галактики составило z = 11,44, что меньше, чем первоначальная фотометрическая оценка. Это означает, что галактика существовала спустя 390 миллионов лет после Большого взрыва. Второй подтвержденный кандидат имеет обозначение CEERS2_588, текущее значение красного смещения для него составляет 11,043. Обе галактики обладают звездными массами 108,6-8,7 масс Солнца и демонстрируют низкое поглощение излучения пылью и очень высокие темпы звездообразования. Что касается третьего объекта CEERS-93316, открытого в августе прошлого года, то ученые лишили его звания кандидата в древнейшую известную галактику, которое он получил из-за начальной оценки фотометрического красного смещения z=16,6. Спектроскопически измеренное значение красного смещения составляет z=4,912, что означает, что галактика существовала через примерно миллиард лет после Большого взрыва. По мнению ученых ошибка возникла из-за запыленности галактики и особенностей излучения межзвездной среды в ней, где идет звездообразование. Звание самой далекой галактики продолжает удерживать галактика JADES-GS-z13-0, которую тоже отыскал «Джеймс Уэбб».