Сербия официально принята в число членов Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), которая ведет, в частности, эксперименты на Большом адронном коллайдере, сообщила пресс-служба консорциума. Став 23-м членом организации, Сербия получила право голоса в Совете ЦЕРНа, сербские предприятия смогут претендовать на контракты с ЦЕРНом, а граждане Сербии — на вакансии в штате организации.
Европейская организация ядерных исследований со штаб-квартирой в Женеве была создана в 1953 году, и социалистическая Югославия, в состав которой тогда входила Сербия, была в числе 12 стран-основательниц. Сербские инженеры и физики участвовали в строительстве первых ускорителей ЦЕРНа, в том числе PS и SPS. В 1980 и 1990 годы они стали участниками экспериментов на коллайдере LEP, на базе которого был построен Большой адронный коллайдер.
В 2001 году ЦЕРН и Сербия подписали соглашение, в соответствии с которым страна стала участником экспериментов ATLAS и CMS на Большом адронном коллайдере. Кроме того, сербские ученые участвуют в проекте ISOLDE и в разработке проектов будущих ускорителей — FCC и CLIC. До сегодняшнего дня Сербия имела статус ассоциированного члена — ее представители в Совете ЦЕРНа не имели права решающего голоса и не могли присутствовать на закрытых заседаниях. Теперь у Сербии есть право голоса в Совете, сербские компании получили право на преференции на тендерах ЦЕРНа, граждане страны теперь могут становиться штатными сотрудниками организации. При этом Сербия должна будет платить взносы в бюджет организации, размер которых рассчитывается в зависимости от национального дохода.
Сегодня в число членов ЦЕРНа входят 22 европейских страны, а также Израиль. Кипр и Словения являются ассоциированными членами на стадии перехода в статус полноправному членству. Индия, Литва, Пакистан, Турция и Украина являются ассоциированными членами, а ЕС, Япония, ОИЯИ, ЮНЕСКО, США и Россия имеют статус наблюдателей.
В 2012 году Россия подала заявку на вступление в ЦЕРН в качестве ассоциированного члена, но в марте 2018 года власти РФ объявили, что отказываются от этих планов в пользу нового двустороннего соглашения. Узнать более подробно о мотивах российской стороны вы можете в нашем блоге «Не очень-то и хотелось».
Сергей Кузнецов