Овцы, которых инсеминировали старейшей существующей спермой, принесли потомство, сообщается в пресс-релизе Сиднейского университета. По сообщению ученых, сперма, хранившаяся при температуре -196 градусов Цельсия в течение 50 лет, и недавно замороженные образцы оказались схожи по эффективности.
В 1968 году ученые из Института сельского хозяйства Сиднейского университета заморозили сперму четырех баранов-производителей породы меринос. Ее предоставил местный фермер, который с начала 1960 годов сотрудничал с Сиднейским университетом. Один из этих баранов, Сэр Фредди, родился в 1959 году, а умер в 1970-х годах.
В прошлом году исследователи под руководством Саймона де Граафа (Simon de Graaf) решили протестировать сперму Сэра Фредди, хранившуюся в жидком азоте при температуре -196 градусов Цельсия. Ее разморозили и проверили жизнеспособность (количество живых сперматозоидов), их подвижность и скорость движения, а также целостность ДНК. Затем ученые осеменили 50-летней спермой 56 овец. В качестве контроля они использовали недавние образцы спермы 14 баранов-производителей, которыми осеменили 1048 овец.
Эффективность спермы оказалась примерно одинаковой. Приплод принесли 34 овцы (61 процент), которых осеменили 50-летней спермой, и 618 овец (59 процентов) из контрольной группы. «У ягнят, похоже, есть складки на теле, которые обычно встречались у мериносов в середине прошлого века. Эта особенность породы изначально выбрана, чтобы максимально увеличить площадь поверхность кожи овец и количество шерсти. С того времени этах характеристика утратила популярность, поскольку складки затрудняли стрижку и повышали риск заражения личинками мух», — говорит Саймон де Грааф.
Два года назад японским биологам удалось получить потомство от мышей, инсеменированных спермой, побывавшей в космосе. Образцы отправили на МКС, где она хранилась в течение девяти месяцев, а потом ее вернули на Землю для дальнейших экспериментов.
Проект получил название Unknome
Британские исследователи представили пополняемую и редактируемую пользователями базу данных белков, в которой они ранжируются по степени того, насколько мало о них известно. Проект призван обратить внимание на подобные белки и ускорить процесс их изучения. Публикация об этом появилась в журнале PLoS Biology. Как известно со времени прочтения человеческого генома, в нем закодировано примерно 20 тысяч белков. Применение протеомного и транскриптомного подхода в прошедшие после этого два десятилетия подтвердило, что большинство из них экспрессируются, и позволило выяснить назначение многих из них. Тем не менее, многие белки до сих пор остаются не охарактеризованными несмотря на то, что значительная их часть эволюционно консервативна и может выполнять критически важные функции. Во многом это связано с тем, что исследователи склонны фокусироваться на уже изученных белках, поскольку такие работы дают более предсказуемый результат. Чтобы систематизировать подход к идентификации и характеризации неизвестных белков, сотрудники Лаборатории молекулярной биологии британского Совета по медицинским исследованиям, Кембриджского и Оксфордского университетов под руководством Мэтью Фримена (Matthew Freeman) и Шона Манро (Sean Munro) создали и выложили в открытый доступ базу данных Unknome (буквально «незном», сокращенное от unknown genome — «неизвестный геном»). Она содержит ортологичные по базе PANTHER и собранные в кластеры последовательности белков человека и популярных модельных животных (таких, например, как кишечная палочка, дрозофила и мышь), взятые из базы UniProt. Им присваивается численная оценка «известности» (knownness) на основании аннотаций в проекте Gene Ontology (GO). Пользователи могут присваивать им свою оценку, исходя из имеющейся информации. Авторы работы оценили пригодность Unknome как основания для экспериментальной работы, выбрав с его помощью набор из 260 белков дрозофилы с неизвестными функциями (показатель известности 1,0 и менее), сохранившихся у людей. Нокдаун некоторых из этих генов с помощью РНК-интерференции приводил к утрате жизнеспособности. Функциональный скрининг остальных указал на участие некоторых в фертильности, развитии организма, передвижении, контроле качества синтезированных белков и устойчивости к стрессу. Выборочное выключение генов с использованием CRISPR/Cas9 определило два гена, отвечающих за мужскую фертильность, и компонент сигнального пути Notch, принимающего участив нейрогенезе, онкогенезе и связанного с различными неврологическими заболеваниями и пороками развития. Исследователи заключают, что тщательная оценка недостаточности знаний о функции гена и кодируемого им белка предоставляет ценный ресурс для поиска направлений биологических исследований и, возможно, стратегий их эффективного финансирования. Иногда на точность генетических баз данных могут влиять весьма неожиданные факторы. В материале «Наследили тут» можно почитать о том, как данные в одной из таких баз оказались испорчены неизвестными паразитами.