Ученые связали появление губно-зубных (лабиодентальных) согласных звуков с появлением сельского хозяйства и изменением рациона древних людей. Например, в русском языке это звуки «ф» и «в». Как авторы исследования пишут в Science, грубая пища, которой питались охотники-собиратели, приводила к износу зубов. Вследствие чего менялся и прикус, обладателям которого было сложнее произносить лабиодентальные звуки. Поэтому их в языках охотников-собирателей либо нет совсем, либо они встречаются редко. С появлением сельского хозяйства и мягкой пищи зубы фермеров стали изнашиваться меньше и они сохраняли прикус, который позволял им легко произносить губно-зубные согласные звуки.
Особенности голосового аппарата, которые позволяют людям говорить, в том числе гортань, расположенная ниже, чем у остальных приматов, и контроль дыхания, появились у древних людей около 500 тысяч лет назад. Однако на сегодняшний день существует около семи тысяч живых языков, которые отличаются большим разнообразием звуков. Некоторые из них встречаются во многих языках, например, гласные «и», «у» и «а»; некоторые характерны для отдельных языков или групп, в частности, щелкающие согласные в койсанских языках. Ученые считают, что такое разнообразие появилось не из-за особенностей анатомии, а, в основном, объясняется миграцией носителей того или иного языка, или ошибками в восприятии или в воспроизводстве речи (1, стр.51-97). Некоторые ученые полагают, что эти механизмы закрепились около 300 тысяч лет назад, когда появились люди современного типа.
В 1985 году лингвист Чарльз Хокетт (Charles Hockett) обратил внимание на то, что губно-зубные согласные звуки, в частности «ф» и «в», встречаются редко или не встречаются вовсе в языках охотников-собирателей. По мнению ученого, их отсутствие было связано с рационом. Пища, которую было трудно пережевывать, привела к возникновению прямого прикуса (в этом случае верхние и нижние резцы не перекрывают друг друга, а смыкаются режущими краями). С таким прикусом произносить губно-зубные звуки сложно, поэтому в некоторых языках их нет. Другие ученые отвергли эту гипотезу на основании того, что конфигурация прикуса только отчасти объясняется износом зубов. К тому же прямой прикус стал редко встречаться намного позднее того времени, когда возникло сельское хозяйство.
Международная группа ученых под руководством профессора Цюрихского университета Балтазара Бикеля (Balthasar Bickel) посчитала, что Хокетт был прав, что прямой прикус действительно может появиться во взрослом возрасте из-за износа зубов и что он может повлиять на произнесение разных звуков. Чтобы проверить его гипотезу, они создали биомеханическую симуляцию рта, губ и области вокруг рта, которая позволила сравнить, как люди с разными прикусами издают звуки «ф» и «в». Оказалось, что ортогнатический прикус (верхние резцы частично перекрывают нижние) позволяет тратить на произнесение лабиодентальных звуков примерно на 29 процентов меньше усилий, чем прямой прикус.
Затем авторы изучили губно-зубные звуки более чем в 2,4 тысячах языков и обнаружили, что, в среднем, в языках охотников-собирателей есть только 27 процентов этих звуков, по сравнению с языками народов, занимающихся сельским хозяйством.
В заключение исследователи проверили, с какой скоростью распространялись лабиодентальные звуки. Они предположили, что это произошло в последние несколько тысяч лет, по мере возникновения и развития земледельческих и скотоводческих сообществ и появления в рационе мягкой пищи. Чтобы проверить эту гипотезу, они реконструировали развитие губно-зубных звуков в индоевропейских языках. Результаты филогенетического анализа показали, что, лабиодентальные звуки могли распространиться в этой языковой семье за несколько тысяч лет. В зависимости от модели, они возникли 4-6 или 3,5-4,5 тысячи лет назад. А около 2,5 тысяч лет назад они начали быстро переходить из одного языка в другой.
«Результаты нашего исследования помогают выявить сложные причинно-следственные связи между культурными практиками, биологией человека и лингвистикой», — говорит Бикель. «Они также оспаривают общепринятое предположение, согласно которому, когда речь заходит о языке, прошлое звучит также, как настоящее».
Некоторые ученые отнеслись к исследованию скептически. Так, лингвист Рэй Дженкендофф (Ray Jackendoff) из университета Тафтса, который не участвовал в исследовании, считает, что предположение, что звуки в языке обусловлены рационом «интересное, но не потрясающее». То, что в одних культурах некоторые звуки встречаются чаще, чем в других «ничего не говорит об истории языка».
Другие лингвисты указывают на то, что исследование основано на непроверенных предположениях, например, насколько небольшие изменения прикуса могут влиять на произнесение звуков, возраст, в котором изнашивались зубы охотников-собирателей и что возникновение сельского хозяйства в принципе может быть ключевой причиной для изменения рациона. К тому же авторы исследования не учитывали когнитивные факторы.
«Риск этого исследования заключается в предвзятости. Авторы сосредоточились на выгодах, которые получают представители аграрных сообществ, вместо того, чтобы учесть и преимущества охотников-собирателей», — объясняет лингвист из MIT Адам Олбрайт (Adam Albright).
Ранее ученые объяснили разное число согласных в языках мира генетикой. По их мнению разница связана с мутациями в регуляторном элементе READ1, отвечающем за экспрессию гена DCDC2, который кодирует белок даблкортин, который синтезируется в головном мозге. Мутации в READ1 связывают с возникновением нарушений развития, в частности, с дислексией.
Она жила в III тысячелетии до нашей эры
Палеопатологи исследовали человеческие останки из гробницы Камино-дель-Молино, раскопанной на юго-востоке Испании, и обнаружили на черепе одной взрослой женщины свидетельства сразу двух трепанаций. Причем, судя по состоянию кости, обе операции прошли успешно. Как сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology, останки датируются III тысячелетием до нашей эры.