Канадские ученые провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого просили участников вжиться в роль Ромео или Джульетты, и выяснили, что это меняет активность участков мозга, которые отвечают за восприятие собственного «я». Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
В зависимости от ситуации человек может входить в разные роли, меняя свое поведение: к примеру, общение с коллегами или однокурсниками отличается от общения с близкими друзьями и семьей. Эти роли, тем не менее, все еще составляют границу одного «я» человека. Другое дело касается ролей, которые актеры исполняют на сцене или экране: в этой ситуации то, насколько человек может отойти от собственного ощущения себя и вжиться в роль, обычно показывает его мастерство. При этом непонятно, происходит ли стирание границы собственного «я» только внешне, то есть в поведенческом аспекте, или же отличия видны даже в работе головного мозга.
Разобраться в этом решили канадские ученые из Университета Макмастера под руководством Стивена Брауна (Steven Brown). В их исследовании приняли участие 15 студентов, изучающих театральное мастерство в университете. Во время сканирования им необходимо было ответить (про себя) на несколько вопросов вроде «Если бы вы в кого-то влюбились, сказали ли бы вы об этом своим родителям?» или «Пришли ли бы вы на вечеринку, на которую вас не звали?».
Ответы участники давали либо со своей точки зрения, либо с точки зрения своего близкого друга или другого человека, которого они знают, а также со своей точки зрения, но проговаривая ответ про себя с британским акцентом. Наконец, в последнем условии участникам необходимо было ответить на вопрос так, как бы ответили главные персонажи трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»: для этого участников просили вжиться в роль персонажей своего пола, вспомнив вторую сцену второго акта трагедии (сцена на балконе).
Каждое из использованных в эксперименте условий имеет различные границы умения ставить себя на место себя и другого человека. Ученым необходимо было изучить активность мозга в том случае, когда актеру необходимо вжиться в роль персонажа, именно поэтому эта активность сравнивалась с той, которая появляется тогда, когда участники отвечают на вопросы так, как ответили бы сами. При этом активность мозга, которая наблюдается в случае, когда участник вживается в роль своего знакомого или использует другой акцент, используется в качестве контрольной.
Ученые выяснили, что вхождение в роль Ромео или Джульетты во время эксперимента сильно снизило активацию в лобных долях участников и повысило ее в области предклинья: рассмотренные участки отвечают за процесс определения границ собственного тела, мыслей, чувств и воспоминаний.
Исходя из полученных результатов ученые сделали вывод, что вхождение в роль какого-либо персонажа для актера меняет границы собственного «я», что, судя по всему, помогает им лучше вжиться в роль. Повышенную активацию предклинья, в свою очередь, ученые объясняют тем, что вхождение в роль не подразумевает полного отхождения от границ самого себя (по-видимому, это невозможно), а как бы дополняет их личностью другой, из-за чего этому участку необходимо снизить участие в процессе собственной личности человека и повысить участие личности персонажа.
В экспериментах с использованием фМРТ участников зачастую просят выполнять самые странные задания. Одним из самых странных таких экспериментов можно назвать тот, в котором крокодилу дали послушать Баха, об этом мы писали в прошлом году.
Елизавета Ивтушок