В соревнованиях людей и роботов на деньги достижения роботов деморализуют людей. Как сообщается в Proceedings of the 14th ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction, чем больше выигрывает робот, тем меньше человек прикладывает усилий, чтобы его догнать, и тем большее разочарование он испытывает. При этом люди оценивали компетентность робота выше, а свою — ниже.
Когда человек решает принять участие в соревновании (речь может идти о решении рабочей задачи, участии в выборах или спорте) для него может играть роль несколько факторов. Это может быть не только прямая выгода или денежное вознаграждение, но и то, как возможный выигрыш или, наоборот, потеря соотносится с ожиданиями человека. Некоторые люди гораздо более чувствительны к возможным потерям, чем к получению вознаграждения, и на их решение больше влияет неприятие потери, чем возможность выигрыша. Субъективное восприятие потери или выигрыша может зависит от того, сколько усилий приложил человек и его соперник (или соперники) для того, чтобы выиграть.
В последние годы роботы все чаще начинают работать рядом с людьми и отчасти их заменять. Поэтому коллеги-люди могут рассматривать роботов как соперников и соревноваться с ними. Поэтому психологов интересует, как успехи роботов во время соревнования влияют на усилия, которые предпринимают люди, чтобы выиграть. Но исследований, описывающих соревнования роботов и людей, особенно не в контексте компьютерных игр, проводилось очень мало. А исследований, в которых люди соревновались с роботами за денежное вознаграждение, не проводилось вообще.
Поэтому американские и израильские психологи и инженеры под руководством Ори Хеффеца (Ori Heffetz) и Гая Хоффмана (Guy Hoffman) из Корнеллского университета сконструировали эксперименты, в которых люди соревновались с роботами выполняя монотонные задачи. В исследовании участвовало 60 студентов, которых приглашали принять участие в эксперименте по принятию решений в присутствии роборуки. В приглашении было указано, что за потраченное время им полагалось вознаграждение в 10 долларов. На самом деле студентам выплачивали 10 долларов плюс выигрыш за успешно выполненные задачи.
Участники (робот и человек) видели строчку с 20 буквами, в который были три, четыре или пять букв «G». Им нужно было сосчитать, как часто встречается указанный символ в строке и класть кубик на поле соответствующей цифрой. Если участники отвечали правильно, им засчитывался один балл. При неправильном ответе следующая строка показывалась только через 10 секунд. Эксперимент продолжался две минуты, при этом человек мог закончить его раньше, в любое время. В серии было 10 двухминутных тестов.
Вероятность выиграть вознаграждение зависела от разницы между баллами, полученными участниками. Если их количество было одинаковым, вероятность выигрыша составляла 50 процентов. Она росла или уменьшалась на один процент с каждым полученным или потерянным участниками баллом. Победитель в каждом эксперименте определялся в лотерее, которая основывалась на вероятности в процентах, полученной каждым участником. После каждого эксперимента авторы «бросали» виртуальный 100-гранный кубик. Если число, выпавшее на кубике, было меньше и равно процентам, полученным участником, ему присуждали выигрыш.
После каждого эксперимента участникам нужно было заполнить опросник. Им предлагали оценить по пятибалльной шкале: компетентность робота; то, насколько робот им нравится; и насколько они уверены, что смогут хорошо выполнить задачу. После выполнения всей серии тестов участников просили ответить на вопросы относительно их собственной эффективности и конкурентоспособности, а также задавали вопрос о том, как участник решал во время каждого эксперимента, сколько усилий ему нужно прикладывать.
Авторы предположили, что чем больше будет вознаграждение, тем больше участники будут стараться его получить. А чем больше робот будет выигрывать, тем меньше будут стараться выиграть люди, а их разочарование будет расти по мере увеличения выигрыша. Также исследователи выдвинули гипотезу, что чем больше робот будет выигрывать, тем выше люди будут оценивать компетентность робота, и ниже свою собственную. Оценка «нравится-не нравится» тоже будет зависеть от достижений робота.
В целом, люди показали немного худший результат, чем робот. Их средние баллы были 20,42 и 24,41, соответственно. В среднем, в каждом эксперименте люди ошибались два-три раза. Оказалось, что размер выигыша не влиял на усилия, которые прикладывали участники (стоит отметить небольшую сумму выигрыша в целом). Зато на них повлияли успехи робота. Чем больше он выигрывал, тем меньше старались люди и тем большее разочарование они испытывали (p < 0.005). Достижения робота повлияли и на его оценку участниками. В случае, если он выигрывал, люди оценивали его компетентность выше, а свою собственную — ниже. К тому же выигрывающий робот нравился участникам меньше (везде p < 0.0001).
«Люди и машины уже сейчас работают на одних и тех же рабочих местах, иногда выполняя похожие или даже одинаковые задачи», — говорит Гай Хоффман. «Подумайте о кассире, работающем бок о бок с автоматическим кассовым аппаратом, или о том, кто управляет вилочным погрузчиком на складе, где рядом с ним работают роботы. Хотя может показаться заманчивым спроектировать роботов, обеспечивающих оптимальную продуктивность, инженеры и менеджеры должны учитывать, как производительность роботов может повлиять на усилия, предпринимаемые людьми, их отношение к роботам и даже к самим себе. Наша работа впервые исследует эти эффекты».
Стоит отметить, что в некоторых случаях опасения людей не напрасны. Так, роботы, которые занимаются транспортировкой грузов на складах компании Amazon, оказались в пять раз эффективнее людей.
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p