Американские климатологи смоделировали сценарий, при котором концентрация CO2 в атмосфере удваивается с нынешних 400 частей на миллион по объему, но человечество спасается от вызванного этим изменения климата с помощью солнечной геоинженерии, распыления аэрозолей в стратосфере. По их расчетам, геоинженерные меры по ограничению роста глобальной средней температуры планеты вполовину будут относительно безопасными для локального климата, то есть не приведут к экстремальным температурам или количеству осадков. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature Climate Change.
Одна из популярных идей в области геоинженерии (направленного воздействия на климат Земли для борьбы с антропогенным потеплением) заключается в массовом распылении в стратосфере аэрозолей, содержащих, например, соединения серы. Предполагается, что такая «стратосферная вуаль» снизит количество солнечного света, достигающего поверхности Земли, и замедлит рост средней температуры. Однако пока не ясно, какие последствия, кроме снижения средней температуры, может иметь полноценный геоинженерный проект: например, ранее другая группа ученых на климатических моделях показала, что потенциальные выгоды от замедления потепления могут быть перекрыты падением урожайности сельхозкультур из-за затемнения земли. Кроме того, распыление сульфатных аэрозолей для охлаждения Земли может привести к непредвиденным последствиям в виде потепления Мирового океана.
Дэвид Кит (David Keith) из Гарвардского университета и его коллеги решили проверить, как глобальное воздействие на атмосферу скажется на локальном климате и, в частности, на частоте экстремальных осадков или засух. Их идея состояла в том, что, возможно, если «отменить» все потепление с помощью геоинженерии не удастся из-за нежелательных последствий, существует некоторая безопасная «доза», в которой его можно применить. Чтобы ответить на этот вопрос, они использовали модель HiFLOR, прогнозирующую экстремумы осадков, и ансамбль из 12 климатических моделей проекта Geoengineering Model Intercomparison Project (GeoMIP).
Авторы отслеживали такие климатические показатели, как температура, количество осадков, доступность воды и интенсивность тропических ураганов как в целом на Земле, так и во всех макрорегионах, определенных Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC). Они выяснили, что ограничение потепления на 50 процентов, помимо собственно охлаждения планеты, компенсирует примерно 85 процентов роста интенсивности ураганов и уменьшает частоту экстремальных засух и осадков во многих регионах — лишь на 0,5 процента суши последствия изменения климата, напротив, усиливаются.
Сами же авторы исследования подчеркивают, что это упрощенная модель эксперимента на 300 лет, в котором концентрация углекислого газа в атмосфере удваивается с почти 400 частей на миллион (маловероятный, но реалистичный сценарий в том случае, если человечество не начнет снижать выбросы парниковых газов в ближайшем будущем), а геоинженерный эффект имитируется как бы незначительным «выключением» Солнца, то есть уменьшением количества доходящей до Земли энергии. На самом деле распыление сульфатных аэрозолей, даже в высшей степени равномерное, даст более сложный эффект, но авторы считают, что для целей моделирования это вполне уместно.
Кроме того, авторы статьи не заявляют, что сценарий «уполовинивания» изменения климата оптимален — они лишь противопоставляют его стопроцентной компенсации всего прироста температуры по сравнению с доиндустриальным периодом. «Было бы преждевременно говорить о том, что ни один регион не столкнется с увеличением климатических рисков при реализации такого сценария, поскольку мы анализировали идеализированную ситуацию и ограниченный набор переменных. Наши результаты, однако, не подтверждают распространенные утверждения о том, что солнечная геоинженерия неизбежно приведет к ущербу для некоторых регионов или что выгоды и риски от нее будут распределены крайне неравномерно», — говорится в статье.
Подробнее о том, что такое геоинженерия и почему она неизбежна, читайте в нашем тексте «Я тучи разведу руками».
Ольга Добровидова