Американская компания Kaman Aerospace, единственный в мире производитель серийных синхроптеров, занялась разработкой усовершенствованной версии своих летательных аппаратов K-Max. Как сообщает Defense Aerospace, новые аппараты станут опционально пилотируемыми, то есть смогут выполнять полеты как под управлением летчика, так и в беспилотном режиме.
Синхроптером называется летательный аппарат вертолетного типа с поперечным расположением двух несущих винтов, плоскости вращения которых расположены под углом друг к другу и пересекаются. Для избежания перехлеста лопастей в полете вращение винтов жестко синхронизировано. Несущие винты вращаются в противоположных направлениях.
Считается, что синхроптером в режиме висения и на малой скорости полета управлять легче, чем обычным вертолетом.
При длине 15,8 метра и высоте 4,14 метра синхроптер K-Max оснащен винтами диаметром 14,7 метра каждый. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 5,4 тонны. Аппарат может развивать скорость до 185 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 500 километров.
Серийное производство синхроптеров K-Max ведется с 1991 года. В 2003 году оно было остановлено из-за отсутствия заказов на новые машины, однако в 2015 году Kaman Aerospace возобновила выпуск K-Max. Поводом для этого стал рост интереса к синхроптерам со стороны операторов вертолетных парков.
С 2017 года K-Max производятся в модернизированной версии с новым бортовым оборудованием. Машины также должны получить новые более мощные турбовальные двигатели. Сегодня в мире выполняют полеты около 40 синхроптеров K-Max. Большая часть из них принадлежит Морской пехоте США. В настоящее время синхроптеры выпускаются в двух версиях: пилотируемой и беспилотной.
В рамках нового проекта по разработке опционально пилотируемой версии K-Max на синхроптер планируется установить дополнительную систему дистанционного управления. Новая версия летательного аппарата будет поставляться как для военных, так и для гражданских. Серийное производство новых машин планируется начать в 2020 году.
В Kaman Aerospace также заявили, что новая аппаратура дистанционного управления будет выпускаться отдельно в виде установочного комплекта. Его можно будет монтировать на обычные пилотируемые синхроптеры K-Max.
Василий Сычёв
Пока на дозвуковой скорости
Экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 совершил свой первый полет. Технологический демонстратор поднялся в воздух утром 28 октября 2025 года с аэродрома ВВС США в Палмдейле, штат Калифорния, где расположено подразделение Skunk Works компании Lockheed Martin, и затем приземлился на авиабазе Эдвардс. По данным flightradar24, полет над пустыней Мохаве продолжался более часа и проходил на дозвуковой скорости. После перелета X-59 будет базироваться в Летно-исследовательском центре NASA имени Армстронга. Здесь его ждет программа испытаний, в рамках которой запланированы полеты над сетью расставленных на земле микрофонов. Кроме того, в тестах примут участие самолеты сопровождения для сбора данных об образующихся во время полета X-59 на сверхзвуковой скорости ударных волнах, сообщает Space.com.