«Роскосмос» и NASA утвердили протокол обеспечения безопасности при первой стыковке пилотируемого космического корабля Crew Dragon c МКС, которая состоится 3 марта 2019 года. В частности, корабль будет приближаться к МКС по траектории, снижающей вероятность столкновения в случае потери управления. Кроме того, во время стыковки будут закрыты четыре межсегментных люка в американском сегменте станции, сообщается на сайте «Роскосмоса».
SpaceX Crew Dragon один из двух (второй — Boeing CST-100 Starliner) частных пилотируемых космических кораблей, разработанных по программе NASA Commercial Crew Development. Он рассчитан на перевозку семи членов экипажа и поддержание их жизнедеятельности в течение одной недели, а также способен провести в пристыкованном к МКС состоянии более 200 дней. Программа сертификации Crew Dragon состоит из четырех летных испытаний: двух тестов системы спасения экипажа (со стартового стола и в полете), а также двух полетов к МКС — без экипажа и пилотируемого. На данный момент Crew Dragon успешно прошел испытания системы спасения экипажа с имитацией аварии на старте, а 2 марта 2019 года должен состояться первый полет без экипажа, во время которого корабль состыкуется с МКС, а затем покинет станцию через пять дней.
Одно из важных отличий Crew Dragon от грузовых кораблей, стыкующихся к американскому сегменту МКС, таких как Dragon, Cygnus и HTV, заключается в том, что все этапы его стыковки со станцией автоматизированны. В частности, корабль стыкуется самостоятельно даже на последнем этапе, тогда как обычно для этого на МКС используется роботизированный манипулятор Canadarm2. Такая схема стыковки вызывает опасение у специалистов NASA и «Роскосмоса», поэтому незадолго до запуска корабля они договорились о дополнительных мерах по обеспечению безопасности. Незадолго до стыковки астронавты в американском сегменте закроют четыре люка, соединяющие сегменты станции. По всей видимости, имеются в виду люки, соединяющих модуль Harmony с модулями Destiny, Columbus и Kibo, а также люк в герметичном стыковочном переходнике PMA-2.
Источник N+1 в ракетно-космической отрасли сообщил, что ранее такие меры безопасности не предпринимались, потому что с американским сегментом корабли стыковались не сами, а с помощью Canadarm2, а европейский космический грузовик ATV стыковался с российским стыковочным узлом, работающим с системой управления стыковкой «Курс», которая уже считается отработанной и надежной. Кроме закрытия люков специалисты разработали несколько других мер. В частности, была скорректирована траектория сближения со стыковочным узлом. Благодаря этому Crew Dragon может столкнуться с МКС только при нештатной ситуации на последних 40 метрах полета. Наконец, специалисты договорились об эвакуации экипажа американского сегмента станции в российский сегмент и пилотируемый корабль «Союз МС-11» в случае нештатной ситуации.
Второй корабль, разработанный по программе Commercial Crew Development, американский Boeing CST-100 Starliner так же скоро отправится в первый полет. Первая беспилотная миссия к МКС назначена на апрель 2019 года, а пилотируемый полет предварительно запланирован на август 2019 года. Пилотируемый полет Crew Dragon назначен на июль 2019 года.
Григорий Копиев
Pegasus XL запускается при помощи самолета
Компания Katalyst Space Technologies выбрала ракету-носитель воздушного старта Pegasus XL для запуска в космос спутника LINK летом 2026 года. Задача аппарата — состыковаться с обсерваторией Swift и поднять высоту ее орбиты, что необходимо для продления научной программы, сообщается на сайте компании.