Австралийские ученые описали крайне редкий случай рождения полуторазиготных (полуидентичных) близнецов, отчет опубликован в The New England Journal of Medicine. Гены, полученные детьми от матери, полностью идентичны, однако последовательность ДНК от отца совпадает лишь частично.
Принято выделять два типа близнецов: гомозиготные и гетерозиготные. Гомозиготные близнецы генетически идентичны, они получают наследственную информацию от одной яйцеклетки и одного сперматозоида. Гетерозиготные близнецы генетически являются обычными сиблингами, которые наследуют примерно по 50 процентов последовательности ДНК от каждого из родителей. Первые получаются в результате деления одной зиготы, вторые — вследствие оплодотворения двух разных яйцеклеток разными сперматозоидами.
Тем не менее, существует и третий, крайне редкий тип близнецов, — полуторазиготные (sesquizygotic, латинская приставка sesqui переводится как «полтора»). Их генотип совпадает на 50-99 процентов. Первый и до недавнего времени единственный зарегистрированный такой случай был описан в 2006 году американскими учеными. Близнецы родились со специфическими аномалиями — наружными половыми органами промежуточного типа.
В этот раз интерес исследователей вызвали необычные результаты ультразвукового исследования женщины на 28 неделе беременности. При обследовании было обнаружено наличие монохориональной плаценты — одной для двух плодов. Почти всегда это является признаком того, что близнецы гомозиготные и, соответственно, должны быть одного пола, однако в реальности они оказались разного пола.
«Мать пришла для рутинного ультразвукового исследования через несколько месяцев, и мы обнаружили, что один [из близнецов] мальчик, а второй — девочка. С этого момента мы начали генетические исследования», — рассказал The Guardian соавтор исследования доктор Майкл Габбетт (Michael Gabbett) из Квинследского технологического университета.
Чтобы разобраться в ситуации, ученые провели амниоцентез (диагностический прокол обоих плодных пузырей) для получения генетического материала. Параллельно с этим был изучен геном обоих родителей. При анализе последовательности ДНК было показано, что материнские аллели близнецов идентичны, а отцовские сходны лишь на 78 процентов.
Авторы предполагают, что такое распределение генов могло произойти в результате оплодотворения одной яйцеклетки двумя сперматозоидами — подобный феномен уже был описан в исследованиях на животных. После двойного оплодотворения хромосомы яйцеклетки и двух сперматозоидов могут располагаться на трех разных полюсах зиготы. Этому необычному явлению было дано название гетерогенное деление клетки. Образуется триполярное веретено деления, которое далее дает три бластомера: два содержат генетический материал матери и гены одного из сперматозоидов, третий — хромосомы от двух разных сперматозоидов. На определенном этапе клетки, содержащие только мужской генетический материал, прекращают развиваться и «выходят из игры». Бластомеры, содержащие материнские и отцовские хромосомы, продолжают деление. Близнецы, близкие генетически, но не идентичные, начинают развиваться после деления бластоцисты.
Исследователи предупредили родителей о возможных врожденных аномалиях у детей, которые, действительно, проявились. Вскоре после рождения девочке пришлось ампутировать одну руку вследствие тромбоэмболии правой плечевой артерии, развившейся из-за нарушения свертываемости крови. В возрасте трех лет тому же близнецу пришлось удалить яичники в связи с врожденными дефектами.
В конце статьи авторы дали свое определение понятию «полуторозиготные близнецы», новому виду близнецовости. Это близнецы, «генетически идентичные друг другу в отношении последовательности ДНК, наследуемой от одного родителя, но отличающиеся друг от друга примерно на 50 процентов в отношении набора ДНК, полученных от другого родителя».
Ученые поднимают вопрос, как часто встречаются такие близнецы, не проходят ли некоторые случаи незамеченными. Однако сегодня данные крупных исследований указывают на то, что это действительно очень редкое явление.
Андрей Украинский
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.