Синие киты построили маршрут миграции по памяти

Во время сезонных миграций синие киты полагаются на память, рассказывается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Они запоминают, где и когда в течение нескольких лет было больше криля, их основной пищи, и соответствующим образом выбирают траекторию маршрута и время миграции.

Распределение ресурсов в пространстве и во времени является основной причиной миграции наземных и морских организмов. Но механизмы, которые обуславливают время и направление передвижений отдельных видов, до сих пор изучены плохо. Исследователи выдвигали гипотезу «зеленой волны», согласно которой мигрирующие травоядные движутся вслед за появлением высококачественного сезонного корма. Мигрирующие животные могут руководствоваться и памятью. Как было показано, перелетные птицы и мигрирующие травоядные могут предугадывать подходящее время миграции основываясь на информации, полученной в прошлые годы.

Американские биологи и экологи под руководством Брианы Абрамс (Briana Abrahms) из Юго-Западного центра изучения рыболовства Национального управления океанических и атмосферных исследований решили изучить миграции синих китов, обитающих на севере Тихого океана. Они руководствовались несколькими причинами. Во-первых, миграции морских животных изучены гораздо хуже передвижений сухопутных. Во-вторых, исследователи предполагали, что морские хищники отслеживают сезонность своей добычи и температуру воды, но подтверждения этой гипотезы у ученых не было. Также исследователи хотели выяснить, играет ли роль память в миграциях синих китов.

Обитающие на севере Тихого океана синие киты мигрируют между Калифорнийским заливом, где они зимой выводят детенышей, заливом Аляска и Калифорнийским течением, где они кормятся и зачинают потомство. Весной животные плывут на север; в Калифорнийском течении сезонный подъем глубинных вод весной и летом вызывает размножение фитопланктона. В более северных широтах цветение планктона начинается позднее. Начало и продолжительность подъема глубинных вод каждый год варьирует, тем не менее синие киты каждый раз мигрируют на север в сезон цветения планктона. Основная их пища — криль, мелкие рачки, которые питаются фитопланктоном. Но так как оценить количество криля напрямую сложно, ученые измеряют концентрацию пигмента хлорофилла в океане, который необходим для фотосинтеза в клетках фитопланктона.

Исследователи отслеживали миграцию 60 синих китов за 10 лет, с 1999 по 2008 годы. Они хотели проверить два предположения. Либо киты руководствуются доступностью ближайших ресурсов, и тогда они будут выбирать траекторию миграции к ближним «пастбищам» с большим количеством криля. Либо они полагаются на память и в этом случае они будут двигаться туда, где в среднем бывает больше еды, и животные это запомнили. Чтобы подтвердить одну из этих гипотез, авторы сравнивали траекторию передвижений с пиком доступности ресурсов (которую оценивали по средней концентрации хлорофилла а за 10 лет). Также они сравнивали полученные эмпирические данные с результатами симуляции траекторий случайных миграций.

Оказалось, что передвижения синих китов совпадали со средними пиками концентрации хлорофилла а за 10 лет (P < 0,001). Результаты регресионного анализа показали, что время цветения фитопланктона и время миграции китов совпадали втрое лучше, чем время случайных миграций. А анализ 2,37 тысяч мест кормежки китов показал, что там были более высокие средние концентрации хлорофилла а за 10-летний период, чем в 10 тысячах мест в симуляции, выбранных случайным образом. «Мы думаем, что синие киты вырабатывают маршрут и время миграции, которые позволяют им находиться там, где они вероятнее всего найдут много еды. А потом животные вносят незначительные корректировки в маршрут и время в зависимости от текущих условий», — говорит один из соавторов Даниэль Паласиос (Daniel Palacios) из Орегонского государственного института морских млекопитающих.

Недавно исследователи выяснили, что травоядные млекопитающие учат друг друга двигаться вслед за «зеленой волной» в поисках свежего корма. Эта способность передается из популяции к популяции.

Екатерина Русакова