Астрономы Института Карнеги, открывшие 12 новых спутников Юпитера летом прошлого года, объявили о запуске конкурса на выбор названий для пяти пока что безымянных спутников планеты. Конкурс продлится до 15 апреля и будет проходить в твиттере: каждый желающий сможет предложить имя для одной из лун в аккаунт @JupiterLunacy, снабдив твит коротким обоснованием и хэштегом #NameJupitersMoons.
В июле 2018 года астрономы открыли 12 новых спутников Юпитера, увеличив их общее количество до 79. Один из них (по-видимому, самый маленький) сразу же получил имя Валетудо — в честь богини чистоты из римской мифологии, правнучки Юпитера (в греческой мифологии ей соответствует Гигиея — правнучка Зевса). Остальные спутники остались безымянными, как и часть спутников, открытых ранее (например, в 2003—2004 годах). Пока что им соответствуют стандартные научные названия (вроде S/2018 J1, указывающие на год открытия и порядковый номер).
Для пяти пока что безымянных спутников Юпитера названия предложили выбрать пользователям Твиттера: они смогут выбрать названия для трех спутников, впервые обнаруженных в 2003 году, а также двух, открытых в 2017 и 2018 году соответственно.
Для предлагаемых названий существует ряд правил. Во-первых, спутники планет должны быть названы в честь любовников или потомков бога Юпитера (или, в греческой мифологии, — Зевса). Так как длину названия авторы конкурса ограничивают 16 знаками, допускается имя, состоящее из нескольких слов (при этом предпочтительнее все же одно): название, однако, не должно быть оскорбительным, носить коммерческий или рекламный характер, соответствовать еще живущим личностям или другим спутникам и астероидам. Кроме того, в названии запрещается использовать имена, а также названия мест и событий, известных по политическим, военным или религиозным мотивам.
Для каждого спутника также есть краткие индивидуальные правила. Спутники с проградным движением (движением в том же направлении, что и движение центрального объекта) должны заканчиваться на букву 'а', а ретроградные спутники (находящиеся в движении, противоположном центральному объекту) — оканчиваться на 'e'. Для тех, кто хочет поучаствовать в конкурсе, университет также подготовил краткое руководство.
Это не первый раз, когда астрономы проводят конкурсы на поиск названий для астрономических объектов. В 2015 году таким же образом нашли имена для кратеров Меркурия: их назвали в честь творческих личностей, известных в прошлом веке.
Елизавета Ивтушок
Она может быть массивной или лишенной внешней оболочки
Астрономы определили возможные свойства звезды, разрушенной сверхмассивной черной дырой в далекой галактике в ходе события ASASSN-14li. Это может быть звезда в три и более раз массивнее Солнца или же менее массивная звезда, обогащенная азотом по сравнению с углеродом, но лишенная внешней оболочки. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters. События приливного разрушения проявляются в виде вспышек, видимых в разных диапазонах волн, и возникают, когда звезда или крупное облако газа оказываются слишком близко к сверхмассивной черной дыре, из-за чего последняя способна их разрушить и на короткое время начать аккрециировать вещество в сверхэддингтоновском режиме. Большой интерес для ученых представляет механизмы фрагментации звезды приливными силами черной дыры, а также возникновение и эволюция аккреционного диска, которые малоизучены. Группа астрономов во главе с Джоном Миллером (Jon M. Miller) из Мичиганского университета опубликовала результаты повторного анализа данных мультиволновых наблюдений за транзиентом ASASSN-14li, открытым 22 ноября 2014 года, при помощи космических телескопов Swift, «Чандра» и XMM-Newton. Ученые хотели оценить свойства разрушенной черной дырой звезды. Вспышка была обнаружена в небольшой галактике PGC 043234, которая входит в сверхскопление Кома и расположена в 300 миллионах световых лет от Солнца. Предварительные наблюдения показали наличие мощных ветров от черной дыры, а также дали оценку ее массы в (1,9-2,5)×106 масс Солнца. Ученые пришли к выводу, что событие ASASSN-14li — разрушение одной звезды черной дырой без вклада аккреции газа, который мог быть продуктом прошлой активности ядра галактики. Данные наблюдений требуют, чтобы соотношение содержания [N/C] было больше 2,4, это можно объяснить, если взять звезду, массивнее, чем Солнце. Это связано с тем, что увеличение температуры ядра по мере увеличения массы звезды ведет к увеличению эффективности CNO-цикла, что дает обогащение звезды азотом и истощению содержания углерода. Исследователи предполагают, что разрушенная звезда могла быть в три и более раз массивнее Солнца или же обладала меньшей массой, но ранее была лишена внешней оболочки, сохраняя при этом нужный химический состав. Ранее мы рассказывали о том, как «Страшная Барби» оказалась разрывом гигантского молекулярного облака сверхмассивной черной дырой.