Специалисты подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского провели продувочные испытания механизированного крыла для перспективного дозвукового административного реактивного самолета «Головастик». Согласно сообщению института, испытания крыла проводились в составе модели самолета. В настоящее время специалисты занимаются анализом полученных во время аэродинамических испытаний данных.
Продувка моделей в аэродинамической трубе необходимы для оценки аэродинамических характеристик перспективных аппаратов за счет имитации их полета на разных скоростях и при разных состояниях окружающего воздушного потока. Получаемые по итогам таких испытаний данные впоследствии позволяют вносить изменения в проект летательного аппарата, чтобы улучшить его аэродинамические характеристики. Испытания моделей летательных аппаратов проводятся в аэродинамической трубе при разных скоростях воздушного потока и с имитацией различных условий полета.
Для нового этапа аэродинамических испытаний исследователи ЦАГИ изготовили модель крыла с отклоняемыми закрылками. Испытания проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе при скорости воздушного потока, соответствующей 0,2 числа Маха. Целью проверок было исследование несущих свойств «Головастика» на малых скоростях, соответствующих режимам взлета и посадки. Прежде исследователи проводили исследования гладкого крыла для самолета на больших скоростях воздушного потока.
Разработка административного самолета «Головастик» ведется в ЦАГИ с начала 2010-х годов. Этот самолет получил фюзеляж каплевидной формы со значительным увеличением объема в носовой части и сужением к хвостовой. По оценке конструкторов, такая конфигурация позволит повысить комфорт пассажиров в салоне за счет увеличения его объемов — высота составит около двух метров. Кроме того, предполагается, что каплевидная форма фюзеляжа улучшит аэродинамические характеристики летательного аппарата, уменьшив его расход топлива в полете.
Самолет предполагается выполнить по схеме среднеплана с Т-образным хвостовым оперением. Два реактивных двигателя планируется разместить на пилонах на крылом. Считается, что благодаря этому удастся снизить шумность самолета за счет отражения значительной части звуковых колебаний от двигателей вверх. «Головастик» получит крыло со стреловидностью 10 градусов. Он сможет выполнять полеты на скорости до 0,82 числа Маха. С тремя пассажирами на борту дальность полета самолета составит 4,2 тысячи километров, а с шестью — 3,2 тысячи. Максимальная масса «Головастика» составит 6 тонн.
В мае прошлого года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт провел продувочные испытания модели среднего транспортного двухфюзеляжного самолета во взлетной и посадочной конфигурациях. Исследователи проверяли влияние механизации крыла различной конструкции на аэродинамические качества летательного аппарата. Испытания проводились при скорости воздушного потока до 50 метров в секунду. Взлетно-посадочная механизация модели была представлена щитками с прямой и пилообразной задней кромкой.
Исследования показали, что щитки с пилообразной кромкой заметно снижали аэродинамическое сопротивление модели. Во время продувочных испытаний специалисты также оценили эффективность рулей высоты и направления на двухфюзеляжном транспортном самолете. В 2019 году специалисты подмосковного института намерены провести новый этап испытаний модели двухфюзеляжного самолета — исследователи проверят адаптивную механизацию крыла.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.