Исследовательское судно «Петрел» во время поисковой экспедиции, организованной фондом сооснователя компании Microsoft Пола Аллена, обнаружило у Соломоновых островов затонувший во время Второй мировой войны американский авианосец «Хорнет». Останки корабли были найдены в конце января 2019 года на глубине 5,3 тысячи метров в южной части Тихого океана. «Хорнет» был в списке приоритетных целей для поиска экспедицией судна «Петрел», поскольку он относится к кораблям первого ранга, потерянных во время Второй мировой войны и представляет особую историческую ценность.
При подготовке к экспедиции специалисты изучили военные и морские архивы и сопоставили данные. Кроме того, были изучены бортовые журналы с девяти американских кораблей, находившихся недалеко от «Хорнета» во время его затопления. По описанию местности и курсам, указанным в судовых журналах, специалисты сумели относительно точно определить место, в котором затонул авианосец. Останки корабля были обнаружены при первом же погружении подводного робота с судна «Петрел».
Строительство «Хорнета» велось с сентября 1939 года по декабрь 1940 года в соответствии с требованиями договора, заключенного во время международной Вашингтонской конференции в 1922 году. Этот договор об ограничении морских вооружений оговаривал, что его участники могут строить авианесущие корабли общим тоннажом не более 135 тысяч тонн. На момент строительства американцы уже располагали двумя авианосцами типа «Лексингтон» водоизмещением 33 тысячи тонн каждый. По этой причине власти США решили построить еще несколько авианосцев меньшего тоннажа.
«Хорнет», построенный по типу авианосца «Йорктаун», был спущен на воду 14 декабря 1940 года. При длине 251,4 метра и ширине 35 метров полное водоизмещение корабля составляло 25,5 тысячи тонн. Стандартное водоизмещение авианосца (водоизмещение полностью укомплектованного корабля с экипажем и техникой, но без топлива и боеприпасов), учитывавшееся в общем учете тоннажа в соответствии с требованиями Вашингтонской конференции, составляло 20 тысяч тонн.
Корабль получил двигательную установку мощностью 120 тысяч лошадиных сил с четырьмя паровыми турбинами. Авианосец мог развивать скорость до 32,5 узла, а дальность его хода составляла до 12,5 тысячи морских миль. Авианосец был вооружен восемью зенитными орудиями калибра 127 миллиметров, 16 зенитными автоматами калибра 28 миллиметров и 20 зенитными установками калибра 30 миллиметров. В авиагруппу корабля могли входить от 72 до 85 самолетов.
«Хорнет» вошел в состав американского флота 20 октября 1941 года. До февраля 1942 года он находился в Норфолке и использовался для подготовки экипажа, а затем его начали готовить к военным операциям в Тихом океане. 18 апреля 1942 года «Хорнет» принял участие в Рейде Дулиттла. В этой операции задействовали 16 наземных бомбардировщиков B-25 Mitchell. Они взлетели с американского авианосца «Хорнет», чтобы нанести бомбовые удары по японской территории. Это была первая атака на Японию во время Второй мировой войны и первый в истории взлет наземных бомбардировщиков с короткой палубы авианосца.
Во время вылета были потеряны 15 боевых самолетов. Рейд Дулиттла, организованный подполковником Джеймсом Дулиттлом, с военной точки зрения не принес никаких плодов. Единственный уцелевший B-25 под командованием капитана Эдварда Йорка приземлился на советском аэродроме «Унаши» неподалеку от Находки. Опасаясь ухудшения взаимоотношений с Японией СССР интернировал летчиков бомбардировщика. Тайная передача пилотов американцам заняла около года.
Позднее «Хорнет» принял участие в сражениях у атолла Мидуэй и Соломоновых островов, а в октябре 1942 года — в бою у островов Санта-Крус. 23 октября во время дождевого шквала японцы первым обнаружили и атаковали авианосец «Хорнет». Корабль атаковали 20 торпедоносцев B5N Kate с японского авианосца «Сёкаку» и 21 пикирующий бомбардировщик D3A Val с авианесущего корабля «Дзуйкаку». Эти самолеты сопровождали 12 истребителей A6M Zero.
В итоге японцам удалось поразить корабль, зенитная артиллерия и авиация которого оказывали ожесточенное сопротивление, четырьмя бомбами и двумя торпедами. Кроме этого, в «Хорнет» врезались подбитые бомбардировщик Val и торпедоносец Kate. Интересно, что рядом с «Хорнетом» находился авианосец «Энтерпрайз», однако его японские военные из-за дождевого шквала долгое время не замечали. В результате японцы потеряли 10 Kate, 11 Val и 3 Zero.
«Хорнет» получил серьезные повреждения и начал тонуть. Во время боя на корабле погибли 140 человек из 2,2 тысячи членов экипажа. Ночью 27 октября 1942 года корабль затонул. 13 января 1943 года авианосец вычеркнули из реестра морских судов.
Василий Сычёв