Британский Университет Крэнфилда в Бедфордшире на базе собственного аэропорта организовал первый в стране воздушный коридор для беспилотной авиации. Как сообщает Unmanned Systems Technology, в этом выделенном воздушном пространстве уже состоялись первые испытательные полеты дронов. В ближайшее время число полетов беспилотников в воздушном коридоре планируется увеличить.
Воздушным коридором принято называть полосу в воздушном пространстве, ограниченную по высоте и ширине. Такие полосы обычно выделяют либо для пролета конкретных самолетов, либо для каких-либо определенных типов и классов самолетов. Например, нередко специально организованными воздушными коридорами пользуется военная авиация. Кроме того, коридоры организованы вокруг аэропортов.
Исследователи из Университета Крэнфилда организовали воздушный коридор для беспилотников, чтобы в перспективе выработать принципы совместных полетов дронов и пилотируемой авиации в общем воздушном пространстве. Воздушный коридор также будет использоваться для отработки различных систем диспетчеризации.
Во время первых испытаний по коридору пролетел беспилотник Blackstart компании Blue Bear. Он пролетел по маршруту длиной три километра из аэропорта Крэнфилда в Окли. При этом, в соответствии с британскими правилами, полет проходил в рамках так называемой расширенной зоны видимости — по всему маршруту на равном расстоянии друг от друга стояли наблюдатели, которые следили за полетом дрона.
В ближайшее время количество полетов в рамках коридора будет значительно увеличено. Исследователи намерены собрать данные, которые в перспективе позволят создать унифицированную диспетчерскую систему для беспилотной авиации.
Организацией собственного воздушного коридора для беспилотников в прошлом году занялись и власти США; работы ведутся совместно компанией Raytheon и Федеральным управлением гражданской авиации. Новый воздушный коридор будет организован в штате Нью-Йорк.
Согласно действующим планам Федерального управления гражданской авиации США, протяженность воздушного коридора для беспилотников составит 80 километров. Подробности о ширине и высоте коридора не раскрываются. Обычно ширина таких воздушных полос составляет от 5 до 26 километров.
За наблюдение за воздушным движением в коридоре будут отвечать радиолокационные станции малой мощности с активными фазированными антенными решетками. Они будут обеспечивать погодные наблюдения, взлеты и посадки беспилотников, а также сопровождение малоразмерных аппаратов.
Василий Сычёв
И покрутила стопой
Инженеры из Кореи разработали робоногу HyperLeg для человекоподобных роботов, которая имитирует анатомию и возможности человеческой конечности. Нога массой 8,1 килограмм имеет подвижный голеностопный сустав с двумя степенями свободы и подвижную стопу с отклоняемым мыском. Видео доступно на YouTube-канале лаборатории. В последние годы активно развивается направление разработки человекоподобных ходячих роботов. Благодаря наличию ног они в теории могут эффективно передвигаться по разнообразным типам поверхностей и преодолевать препятствия, недоступные для роботов на колесах. За прошедшее несколько лет инженеры научили роботов держать баланс и достаточно уверенно передвигаться. Например, известный человекоподобный робот Atlas, разработанный компанией Boston Dynamics, способен не только уверенно ходить, но также бегать, танцевать и даже демонстрировал некоторые элементы паркура. Тем не менее многие разрабатываемые компаниями человекоподобные роботы до сих пор уступают людям в ловкости, скорости и навыках эффективного передвижения на ногах. Не исключено, что это связано со строением робоног прототипов, которое отличается от анатомии человеческих конечностей, имеющих подвижный голеностопный сустав с несколькими степенями свободы и сгибающуюся ступню. Приблизить ноги роботов к человеческим возможностям решили инженеры из лаборатории робототехники IRIM lab Корейского института технологий и образования. Совместно с компанией WIRobotics они разработали прототип человекоподобной ноги Hyperleg, имитирующей внешний вид, анатомию и возможности нижней человеческой конечности. Робонога состоит из бедра, голени и подвижной ступни. Суммарная масса робоконечности составляет 8,1 килограмм, а высота 786 миллиметров. Все актуаторы располагаются в бедре, масса которого достигает 3,94 килограмм. Главная отличительная черта от предыдущих разработок заключается в конструкции голеностопного сустава, который имеет две степени свободы. Как и у человеческой конечности, помимо подвижного соединения, которое позволяет поднимать носок ступни к голени и отклонять его вниз, голеностопный сустав HyperLeg может вращать ступню в поперечном направлении на 30 градусов в обе стороны. Кроме этого, ступня Hyperleg имеет округлую пятку и сгибаемый мысок аналогично ступне человека. Таким образом, при движении нога может опираться как на переднюю, так и на заднюю часть стопы, аналогично тому как это происходит у человека при ходьбе. В представленном видео продемонстрированы возможные движения роботизированной конечности, а также ее испытания на прыжок в длину с дополнительным грузом 8 килограмм, закрепленным на верхней части бедра. Преодолеваемая 16-килограммовой ногой дистанция в прыжке составляет около 900 миллиметров. https://www.youtube.com/watch?v=wLFCMwRvhVI Другой человекоподобный робот, Digit, разрабатываемый компанией Aerial Robotics для работы на складах, тоже имеет примечательную конструкцию ног, отличающуюся от ног роботов Atlas и недавно представленных роботов Optimus, компании Tesla. Его колено выгнуто в противоположную от привычного направления сторону. Такая конструкция коленного сустава призвана помочь роботу в подъеме груза.