Весной 2019 года российские компании Cognitive Technologies и «ПК Транспортные системы» начнут тестирование беспилотного трамвая на одном из московских маршрутов. На первом этапе тестирования управлять трамваем будет водитель, а автопилот сможет вмешиваться в управление лишь в экстренных ситуациях. Предполагается, что полноценная коммерческая эксплуатация беспилотного трамвая с пассажирами начнется в 2021 году, сообщает «Ведомости».
Наибольшее внимание в области беспилотного транспорта приковано к легковым автомобилям, которые в будущем позволят создать беспилотные сервисы такси. Однако многие эксперты считают, что на начальном этапе развития беспилотного транспорта более перспективна автоматизация общественного транспорта. У этого подхода есть сразу несколько преимуществ. Например, обычно каждый автобус, трамвай или троллейбус передвигается по строго заданному маршруту, а значит, алгоритмы можно лучше обучить для корректного поведения именно в этих ограниченных условиях. Кроме того, поскольку на сегодняшний день беспилотному транспорту требуются десятки высокоточных датчиков и мощный компьютер для обработки данных с них, стоимость легковых беспилотников пока слишком высока для личного использования, а в случае с государственным общественным транспортом эта проблема не так критична.
Российские компании Cognitive Technologies и «ПК Транспортные системы» выбрали рельсовый вид транспорта, который наиболее прост с точки зрения автоматизации, потому что трамваю не нужно постоянно маневрировать и перестраиваться между полосами движения. За основу специалисты взяли трамвай 71-931М «Витязь-М», производимый «ПК Транспортные системы» на базе Тверского вагоностроительного завода. Автоматизацией трамвая занималась Cognitive Technologies. Ее специалисты оборудовали трамвай системой управления, состоящей из датчиков и компьютера для обработки данных с них. Компания не раскрывает точное количество датчиков, отмечая, что в систему входит до 20 камер и до 10 радаров. Кроме того, на фотографии из водительской кабины видно, в трамвае установлен как минимум один лидар, а также известно, что транспорт получает данные о своем местоположении от приемника GPS.
Во время езды трамвай опирается на собранные ранее высокоточные карты местности и с помощью них, а также датчиков, определяет свое положение в пространстве. Разработчики отмечают, что на первом этапе тестирования трамвай фактически не будет беспилотным. Большую часть времени им будет управлять водитель, а система будет перехватывать управление только при обнаружении опасного объекта на пути движения или при условии, что водитель едет слишком быстро, находясь в опасных дорожных условиях.
Пока трамвай проходит испытания в трамвайном депо имени Баумана, а весной его выпустят на маршрут 17, который связывает московские районы Останкино и Медведково, правда, без пассажиров в салоне. Протяженность маршрута составляет более 11 километров. Предполагается, что в случае успешных испытаний такие трамваи начнут применять на постоянной основе с пассажирами к 2022 году, однако в первые годы в кабине все равно будет находиться водитель.
Ранее беспилотные трамваи начали испытывать в двух других странах. В Китае такой транспорт испытывают с 2017 года, а в немецком Потсдаме беспилотный трамвай начали тестировать в сентябре 2018 года. Во время испытаний в немецком трамвае так же присутствует водитель, но он не управляет транспортным средством, а лишь следит за корректностью работы автопилота. Также российские разработчики планируют автоматизировать и другой рельсовый транспорт. К примеру, в 2019 году на Московском центральном кольце (МЦК) должны начать тестировать беспилотные поезда.
Григорий Копиев