Клюв древней птицы позволил ей питаться семенами еще 52 миллиона лет назад

В США нашли хорошо сохранившиеся окаменелости древнейшей птицы, которая могла клевать твердные семена, сообщается в Current Biology. На это указывает ее клюв, похожий на клюв чижа. Eofringillirostrum boudreauxi, как назвали птицу, жила около 52 миллионов лет назад.

Форма клюва играла важную роль в возникновении разных видов птиц, поэтому при изучении эволюции птиц исследователи в первую очередь обращают внимание на этот признак. Возможно, наиболее тесно ассоциируются с изучением формы клюва воробьинообразные — самый многочисленный отряд птиц, к которому относится около 5,4 тысяч видов. Разнообразие формы клюва позволяет воробьинообразным ловить насекомых, питаться падалью, клевать твердые семена и пить нектар из цветов. Однако как происходила эволюция клюва у воробьиных до сих пор изучено плохо, так как исследователи довольно редко находят их окаменелости.

В новом исследовании палеонтологи Дэниел Ксепка (Daniel Ksepka) и Ланс Гранде (Lance Grande) из Музея естественной истории Филда и Джеральд Майр (Gerald Mayr) из Научно-исследовательского института Зенкенберга описывают окаменелости двух древних воробьинообразных. Ученые отнесли их к одному роду и двум новым видам. Окаменелости одной из птиц были найдены в штате Вайоминг в отложениях Грин Ривер. Eofringillirostrum boudreauxi, как ученые ее назвали, обитала в эпоху среднего эоцена, около 52 миллионов лет назад. Остатки второй птицы, Eofringillirostrum parvulum, были найдены на юго-западе Германии. Она была гораздо моложе E.boudreauxi и жила около 47 миллионов лет назад. По размерам обе птицы были похожи на канадского поползня — около 11 сантиметров в длину и весила около десяти граммов. E.boudreauxi был немного крупнее E.parvulum.

У птиц была короткая верхняя часть клюва конической формы, которая сужалась к тонкому кончику. По виду он напоминал клюв современного американского чижа, который питается семенами, в том числе семечками подсолнечника. «Такие клювы хорошо приспособлены для того, чтобы питаться маленькими твердыми семенами», — говорит Дэниел Ксепка. «Древнейшие птицы, по-видимому, питались насекомыми и рыбой. Некоторые, возможно, ели маленьких ящериц. До этого открытия мы мало знали об экологии ранних воробьинообразных. E.boudreauxi дает нам важную информацию о ней».

Ранее орнитологи привлекли волонтеров к изучению эволюции птичьих клювов. Ученые провели 3D-сканирование клювов более двух тысяч видов птиц и выложили модели на сайт, а добровольцы их разметили.

«Фанкового червя» назвали древнейшей червягой