Тестостерон заставил самок манакинов кричать по-мужски

Самки золотистых короткокрылых манакинов (Manacus vitellinus) обладают теми же особенностями нейромышечной системы, которые позволяют самцам издавать характерный крик. Это выяснили американские ученые, которые заставили самок этого вида издавать звуки самцов, введя им тестостерон. Статья опубликована в журнале Animal Behaviour

Воробьинообразных птиц разделяют на два подотряда — певчие (Passeri) и кричащие (Tyranni) — в зависимости от устройства голосового аппарата. У певчих он намного сложнее, из-за чего виды, принадлежащие к этому подотряду, могут исполнять очень сложные и разнообразные песни. У кричащих воробьев звуковые сигналы сильно ограничены; к тому же, в отличие от певчих птиц, они не учатся им у своих родителей.

Из-за простоты система звуковой коммуникации кричащих воробьинообразных изучается достаточно редко: тем не менее, самцы таких птиц успешно используют ее для привлечения самок. Иоанна Чивер (Ioanna Chiver) и Барни Шлингер (Barney Shlinger) — биологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — решили проверить, как вокальная система золотистых короткокрылых манакинов зависит от выделения андрогенов — стероидных мужских половых гормонов.

Для этого они ввели самкам и молодым самцам манакинов тестостерон и в течение пяти дней следили за тем, сколько каждая птица воспроизведет характерных для взрослых самцов криков в сравнении с контрольными особями, которым тестостерон не вводили. Во время наблюдений самки манакинов, инъецированные тестостероном, произвели значительно больше мужских звуков, чем самки в контрольной группе; крики, обычно характерные для взрослых самцов, наблюдались и среди молодых самцов, причем как в активной группе, так и в контрольной примерно одинаково часто.

Крики самок также отличались от криков самцов — как молодых, так и взрослых: изученный крик характеризуется двумя разными звуками, первый из которых был значительно длиннее в исполнении самок, а второй — значительно короче. В целом, самки производили крик длиннее, чем самцы разных возрастов.

Ученые пришли к выводу, что особенности нейромышечной системы, которые позволяют манакинам издавать крики, характерны не только для самцов, которые в действительности ими пользуются, но и для самок, а их работа регулируется работой стероидных гормонов, которые в большом количестве выделяются по ходу взросления самца, делая его песню короче. Эта работа может помочь разобраться в том, как формируется репертуар звуковых сигналов птиц, которые не проходят обучение песням, а умеют только кричать.

Узнать больше о звуковой коммуникации птиц вы можете из подкастов, которые мы публикуем вместе с Глаголев FM: последний выпуск посвящен звукам, которые издает зеленая пеночка.

Прием каннабидиола беременными мышами нарушил чувствительность и поведение у потомства