В лунном грунте нашли следы метеорита с Земли

Группа ученых из Швеции, Австралии, США и Великобритании нашла в образце реголита, доставленном на Землю экипажем «Аполлона-14», фельзитовые включения с зернами циркона земного происхождения — возможно, это не только самые древние минеральные образования на Земле, но и первое свидетельство метеорита земного происхождения, упавшего на Луну. Исследование о находке опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Самыми древними из известных минеральных образований на Земле считаются цирконы из Джек Хиллс в Западной Австралии: их возраст по радиометрическим данным составляет от 4 до 4,4 миллиарда лет. Таким образом, они относятся к катархейской (гадейской) эре — древнейшей эре в геологической истории планеты, охватывающей период от начала образования Земли за счет концентрации космического материала около 4,6 миллиарда лет назад до времени образования древнейших из известных на Земле пород (около четырех миллиардов лет).

Теперь группа под руководством Джереми Беллуччи (Jeremy Bellucci) из Шведского музея естественной истории заявляет, что обнаружила зерна циркона из той же гадейской эры в реголите из образца номер 14321 «Аполлона-14» 1971 года. Они обнаружили фрагмент породы из кварца, полевого шпата и циркона массой около двух граммов — по их словам, эти породы часто встречаются на Земле и почти никогда на Луне. Химический анализ породы показал, что минералы кристаллизовались в условиях, больше похожих на земные, чем на лунные: авторы допускают, что это могло произойти и на Луне, но для этого потребовалась бы, в частности, огромная глубина, на которой на Луне, как считается, состав породы будет совсем иным.

По данным исследователей, фрагмент породы сформировался на Земле на глубине около 19 километров примерно 4-4,1 миллиарда лет назад и был заброшен на Луну в результате столкновения с каким-то космическим объектом. Соавтор работы Дэвид Кринг отмечает, что, скорее всего, их находка и выводы вызовут споры в научном сообществе, но добавляет, что на поверхности Луны наверняка можно найти больше минералов гадейской эры, которые смогут доставить на Землю следующие лунные миссии. Сами авторы подчеркивают, что пока однозначно определить происхождение породы нельзя, но они склоняются именно к «земному» варианту.

Ранее ученые из Великобритании и США изучили австралийские зерна циркона: изначально в этих зернах была зафиксирована остаточная намагниченность, однако более детальные исследования показали, что магнитная фаза в древнейших минералах вторичная, то есть возникла позже, чем сами кристаллы.

Докрутились