Компания Qualcomm подала патентную заявку на беспилотный летательный аппарат, способный проводить в воздухе практически неограниченное время. На одной из его сторон установлены солнечные панели, которые днем позволяют получать энергию из солнечного излучения, а ночью, после переворота корпуса, из излучения наземных лазерных установок. На документ обратило внимание издание The Next Web.
Традиционно для покрытия большой территории сигналом используются наземные базовые станции или спутники. Однако в последние годы достаточно большое количество авиационных и технологических компаний начали разработку аппаратов промежуточного класса — телекоммуникационных стратостатов, а также псевдоспутников, представляющих собой беспилотные летательные аппараты, способные проводить в воздухе на большой высоте условно неограниченное время. Самый успешный из подобных проектов — Zephyr, разрабатываемый концерном Airbus. Летом 2018 года он совершил пробный 26-дневный полет.
Существующие проекты аппаратов-псевдоспутников используют для получения энергии солнечные панели, устанавливаемые на верхней части крыла или даже на всех верхних поверхностях аппарата. Поскольку в темное время суток этого становится недостаточно для поддержания полета, днем беспилотники запасают энергию в аккумуляторы, позволяющие им продержаться в воздухе до следующего утра. Однако такая схема подразумевает, что аккумуляторы существенно снижают и без того небольшую массу полезной нагрузки.
Инженеры из компании Qualcomm разработали новую схему использования беспилотных летательных аппаратов, позволяющую им обходиться без тяжелых аккумуляторов для ночной работы. Как и в случае с другими беспилотниками-псевдоспутниками, Qualcomm предлагает использовать в качестве источника энергии солнечные панели на верхней поверхности аппарата. В светлое время суток он будет получать энергию от солнечного света. Когда его интенсивности уже недостаточно, беспилотник может перевернуться и начать получать энергию от наземных источников излучения. Они могут быть расположены на земле, на зданиях, а также на транспортных средствах.
Поскольку компания описывает в документе беспилотник, выполненный по самолетной схеме, при перевороте угол атаки придется сильно завышать для сохранения достаточного аэродинамического качества. При этом, поскольку эффективность получения энергии от лазерных излучателей зависит от угла падения лучей на солнечные панели, беспилотнику придется активно «наводиться» на них, наклоняя фюзеляж. Инженеры провели предварительный анализ и показали, что если лазерный излучатель направлен под углом 45 градусов, то достаточную для поддержания энергию беспилотник сможет вырабатывать при угле наклона от 16 до 30 градусов.
Часть разработчиков беспилотных летательных аппаратов для обеспечения больших территорий сигналом предлагают использовать для этого не беспилотники самолетного типа, а стратостаты. К примеру, компания Loon («дочка» холдинга Alphabet) уже использует такие аппараты для восстановления связи в местах природных катастроф, а также планирует развертывать полноценные телекоммуникационные сети.
Григорий Копиев