Пассажирский самолет Boeing 787 Dreamliner авиакомпании Etihad Airways впервые совершил многочасовой перелет на биотопливе, изготовленном из солероса. Как пишет Gulf News, баки лайнера были заполнены смесью обычного авиационного топлива и биотоплива из солероса в пропорции 1 к 1. На этой смеси самолет выполнил перелет из Абу-Даби в Амстердам, проведя в воздухе более семи часов.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой новых видов биотоплива, которое в перспективе можно было бы использовать вместо традиционного углеводородного. Считается, что благодаря биотопливу удастся снизить объемы выбросов углекислого газа, одного из основных факторов глобального потепления.
Ранее уже проводились эксперименты с полетами самолетов различных классов на биотопливе, изготовленном из использованного растительного масла, животных жиров, древесных опилок и некоторых видов растений. Несколько ближневосточных компаний рассматривают возможность массовой выработки биотоплива из растений, способных произрастать в прибрежной морской полосе с высокой соленостью почвы.
Одним из таких растений являются солеросы, суккуленты, способны расти на сильно засоленных почвах на морском побережье, где другие растения произрастать не могут. Основным растением для производства биотоплива в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии рассматривается солероса Бигелова, семена которого содержат около 30 процентов масла и 35 процентов протеина.
Биотопливо для лайнера Boeing 787 было выработано предприятием ISEAS (Integrated Seawater Energy and Agriculture System, Интегрированная система энергетики и сельского хозяйства на морской воде) в Масдаре в Абу-Даби. Состоявшийся полет лайнера признан полностью успешным. Доработка двигателей лайнера или его топливной системы для заправки смесью керосина и биотоплива не потребовалась.
Предприятие ISEAS заработало в Абу-Даби в марте 2016 года. В ее основе лежит технология одновременного производства продуктов питания и биотоплива без какого-либо взаимного ущерба. Проект финансируют компании Boeing, Etihad Airways, Honeywell UOP, General Electric, Safran и Takreer.
Новая установка работает в несколько этапов. На первом — специальные насосы закачивают в бассейны с мальками рыбы и планктоном морскую или океанскую воду. После этого обогащенная продуктами жизнедеятельности рыб вода подается на плантации галофитов, растений, способных переносить высокие уровни засоления почвы или воды.
После галофитов немного обессоленная вода, обогащенная продуктами жизнедеятельности растений, перекачивается на мангровые плантации с солеустойчивыми растениями, включая солерос Бигелова. Затем с мангровых плантаций вода поступает в зону фильтрации, откуда после очистки просто сливается обратно в океан.
Илистые отложения, погибшие растения, урожай семян некоторых растений, перегной на плантациях галофитов и мангровых собираются и отправляются в установки по производству биотоплива. При этом выращенные планктон и рыбу можно использовать для производства различных продуктов питания. Вся электроника в ISEAS работает на солнечной энергии.
Василий Сычёв
А также протестировали сбор данных телеметрии
Американская компания Stratolaunch провела успешный тестовый сброс прототипа гиперзвукового планера Talon-A c крыла двухфюзеляжного самолета-носителя. В ходе полета также был отработан сбор телеметрических данных в преддверии первого гиперзвукового испытания. Калифорнийская компания Stratolaunch знаменита своим самолетом Scaled Composites Model 351, который также называют Stratolaunch Roc, в честь мифической птицы Рух. Самолет, совершивший первый полет в 2019 году, имеет два фюзеляжа и шесть двигателей. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Изначально предполагалось, что он выступит в качестве стартовой платформы для воздушного запуска орбитальных ракет Pegasus X, а также ракет собственной разработки компании Stratolaunch. Однако после смерти своего основателя Пола Аллена компания сменила концепцию, полностью отказавшись от орбитальных запусков и сконцентрировавшись на разработке исследовательского гиперзвукового планера. Проект планера названием Talon-A был впервые представлен в 2021 году. Его масса составляет 2,7 тонны. Длина равна 8,5 метрам, а размах крыла — 3,4 метрам. Ракетный двигатель в хвостовой части должен разгонять аппарат до шести Махов. Однако первый прототип с индексом TA-0 не имеет двигателя на борту и предназначен для испытаний крепления к самолету и тестовых сбросов с высоты. Первый полет Roc с прототипом TA-0, присоединенным к пилону под центральной секцией крыла, состоялся в октябре 2022 года. 13 мая 2023 года в ходе длившегося 4 часа 8 минут одиннадцатого полета Stratolaunch Roc впервые произвел тестовый сброс планера TA-0. Испытание прошло успешно и подтвердило возможность безопасного отделения гиперзвукового аппарата от воздушной стартовой платформы. Во время полета, проходившего над базой Ванденберг, также был протестирован сбор данных телеметрии перед предстоящим первым гиперзвуковым полетом. Теперь компания будет готовиться к первому испытательному гиперзвуковому полету второго прототипа с индексом TA-1, который планируется провести во второй половине лета 2023 года. Ранее мы рассказывали про успешные посадочные испытания прототипа возвращаемой крылатой ступени многоразовой индийской ракеты RLV-TD.