Зебровая раскраска на темной коже оказалась хорошей защитой от слепней

Исследователи показали, что светлые узоры, которыми до сих пор раскрашивают себя некоторые жители тропиков и субтропиков, эффективно защищают от мух. Как рассказывается в статье, опубликованной в Royal Society Open Science, темнокожий человек в белую полоску привлекает к себе в 10 раз меньше насекомых, чем темнокожая модель с не раскрашенным телом. Цвет кожи при этом тоже сыграл роль — человек с более светлой кожей оказался менее привлекательным для мух, чем темнокожий, но все-таки его кусали вдвое чаще, чем темнокожую модель с белыми полосками.

Представители некоторых племен, живущих в Африке, Австралии, Северной Америке или Новой Гвинее часто наносят на тело белые, желтые или бежевые полосы или пятна. Таким образом они могут украшать себя, выражать свои эмоции, или сообщать соплеменникам о своем социальном статусе или принадлежности к определенной группе. Исследователи предполагали, что первоначально рисунки могли служить в качестве камуфляжа или для терморегуляции, а социальный контекст появился позднее.

В тех местах, где живут люди, украшающие тело узорами, встречается много кровососущих насекомых. В частности, это слепни, которые предпочитают нападать на млекопитающих с темным окрасом. Пятнистых и полосатых животных насекомые атакуют гораздо реже; чем пестрее они раскрашены, тем менее привлекательны для слепней.

Венгерские и шведские исследователи под руководством Габора Хорвата (Gábor Horváth) из Будапештского университета предположили, что полоски и пятна, которыми украшают себя африканцы или австралийцы, служат для отпугивания кровососущих насекомых. Кроме того, в других исследованиях Хорват и его коллеги показали (1, 2), что для насекомых важна поляризация отраженного света. Горизонтально поляризованный свет привлекает ищущих воду самцов и самок, а вертикально поляризованный — только самок. В новом исследовании ученые предположили, что темнокожий стоящий человек может в основном отражать вертикально поляризованный, а лежащий темнокожий человек больше отражает горизонтально поляризованный свет.

Чтобы проверить свои гипотезы, авторы провели эксперименты с тремя манекенами. Один из них был темнокожим, другой — со светлой кожей, а третий — с темной кожей и белыми узорами. Ученые оставили манекены стоять на лугу, где было много слепней, на месяц. Затем на две недели их положили на живот, и еще на две недели — на спину. Всех моделей покрыли прозрачной липкой пленкой, к которой приклеивались насекомые и которую меняли раз в неделю. Каждые два дня исследователи собирали с пленки слепней, подсчитывали их количество и определяли их пол.

Оказалось, что к стоящим манекенам прилипали только самки слепней. При этом темнокожий манекен собрал 72 процента, светлокожий — 18,5 процента, а темнокожий с узорами — 9,5 процента насекомых. То есть темнокожая модель привлекала в 7,6 раз больше слепней, чем темнокожий манекен с полосками, и в 3,9 раз больше — чем модель со светлой кожей (p < 0.0001).

Лежащие манекены привлекали как самцов, так и самок слепней. И разница для них оказалась еще выше.Темнокожая модель привлекала в 14 раз больше насекомых, чем полосатая, и в 7,4 раза больше, чем светлокожая модели. В среднем, темнокожая модель привлекала в десять раз больше слепней, чем модель с узорами, и в 5 раз больше — чем светлокожая.

По мнению авторов, полученные результаты показывают, что узоры, которыми раскрашивают себя темнокожие жители разных континентов, действительно отпугивают слепней. И что с помощью полос и пятен люди не только спасаются от назойливых кровососов, но они помогают им спасаться от тяжелых и иногда смертельных болезней.

Ранее биологи одну за другой опровергли гипотезы о том, что полоски зебр служат им камуфляжем для защиты от хищников и что они играют роль в терморегуляции животных. Гипотезу о том, что полоски служат для защиты от насекомых-паразитов исследователи, наоборот, подтвердили.

60-тысячелетний зуб с острова Ява приписали сапиенсу