Компания Kia Motors показала R.E.A.D. — систему распознавания настроения пассажиров беспилотного автомобиля, которая позволяет изменить обстановку в салоне. Такая система, к примеру, может автоматически настроить освещение и температуру в салоне. О новинке сообщается на сайте компании.
Чаще всего распознавание лиц используется в салонах автомобилей для контроля над водителями: например, в прошлом году американская компания Affectiva использовала для решения этой задачи свою технологию распознавания эмоций. В беспилотных автомобилях в такой системе нет необходимости; тем не менее, распознавание лиц в салоне возможно использовать для другого — например, для более комфортной поездки.
Этим занялась автомобильная компания KIA. Их R.E.A.D. (Real-time Emotion Adaptive Driving) представляет собой систему, оснащенную технологией распознавания эмоций, а также сенсорами, которые анализируют сердцебиение и электрическую активность кожи. На основе собранных данных система анализирует настроение пассажира и настраивает обстановку в салоне: кондиционирование, температуру, освещение и развлекательную систему (музыку и видео).
Этот и другие новые проекты Kia будут представлены на технологической выставке CES 2019, которая пройдет в Лас-Вегасе с 8 по 11 января. Помимо R.E.A.D. компания, к примеру, также представит V-Touch — 3D-камеру, которая анализирует лицо и руки пассажиров, позволяя им управлять автомобилем жестами и выражением лица.
С помощью технологий распознавания лиц также можно управлять, к примеру, инвалидными креслами. Такую разработку в конце прошлого года показала Intel: компания оснастила коляску камерами, которые анализируют изменения выражения лица и позволяют пользователю отдавать ей команды гримасами.
Елизавета Ивтушок
Она пригодится для прогноза погоды и поиска загрязнений в океане
Инженеры из MIT придумали модель, которая предсказывает океанические течения с помощью машинного обучения. Она хорошо отражает физические свойства течений, поэтому работает точнее других методов. Препринт исследования доступен на arXiv.org. Ученые исследуют течения, чтобы получать информацию о состоянии океана: искать нефтяные и пластиковые загрязнения, отслеживать передвижение рыб и водорослей. Если знать направление течений, можно точнее предсказывать погоду или даже нейтрализовать последствия аварий, таких как пожар на буровой станции Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2013 году. Данные о направлении течений помогут оценивать масштабы катастроф, чтобы защищать ближайшие воды и побережья. Чтобы изучать течения, в океан запускают буи с GPS. По скорости движения буев определяют скорость и направление океанических течений, а также их закрученность и дивергенцию. Закрученность — это вращательное движение течения вокруг воображаемой оси, похожее на спираль. А дивергенция описывает, как вода опускается или поднимается в процессе движения. Иногда несколько течений объединяются и опускаются ближе ко дну, а иногда — поднимаются к поверхности и растекаются в разные стороны. В 2019 году ученые начали моделировать океанические течения с помощью Гауссовского процесса. Это метод машинного обучения, который основан на вычислении вероятностей. Но первые Гауссовские модели течений оказались неточными с физической точки зрения. Дело в том, что в модель Гауссовского процесса можно добавить информацию о распределении данных. В старую модель добавлялась информация о распределении одной величины — скорости буев. Поскольку величина только одна, закрученность и дивергенция в модели считаются распределенными одинаково и действуют в одном масштабе. Но с физической точки зрения это неверно. В реальности радиусы спиралей, которые образуют закрученные структуры воды, на порядок больше, чем масштабы схождений и расхождений течений при дивергенции. Группа ученых из Массачусетского технологического института (MIT) под руководством Тамары Бродерик (Tamara Broderick) придумала новую модель Гауссовского процесса, которая лучше отражает физические свойства океанических течений. Модель основана на теореме Гельмгольца о разложении векторного поля. Океан здесь выступает в роли векторного поля, каждая точка которого представляет скорость и направление движения воды. По теореме Гельмгольца, одно векторное поле можно представить как сумму двух других векторных полей. В случае с океаном, первое поле определяет закрученность течений, при нулевой дивергенции. А второе — дивергенцию течений, но без закрученности. Это позволило ученым добавить в Гауссовский процесс информацию о том, как распределены данные в каждом поле по отдельности. Такая модель более правильная с точки зрения физики и работает лучше. Качество проверяли на реальных и искусственных данных. Реальные данные получили от более чем 1000 буев в Мексиканском заливе Атлантического океана. Их записывала другая исследовательская группа в течение 2 месяцев в 2016 году, и собрала больше 10 миллионов примеров для обучения. Новую модель сравнили со старым алгоритмом, основанном на Гауссовском процессе без теоремы Гельмгольца. Модели оценивали на трех группах заданий: по предсказанию скорости, закрученности и дивергенции течений. Новая модель Гельмгольца обошла конкурентов в 20 из 24 экспериментов. Средняя ошибка модели Гельмгольца в экспериментах по предсказанию скорости составила 0,42, старой модели — 0,7. Средняя ошибка в предсказании дивергенции оказалась 0,53 для модели Гельмгольца и 0,54 для старой модели. Наконец, средняя ошибка модели Гельмгольца в экспериментах по предсказанию закрученности составила 0,47, а старой модели — 0,77. Ученые утверждают, что новая модель требует ненамного больше вычислительных ресурсов, хотя работает эффективней. Дальше авторы планируют научить ее предсказывать, как океанические течения меняются с течением времени. Другая задача, которую еще предстоит решить — как сделать модель более устойчивой к шуму в обучающих данных. Помимо неустойчивости к шуму, модель страдает от разрозненности данных. Буев, которые собирают данные, ограниченное количество. Все они находятся на разном расстоянии от друг друга, то есть распределены неравномерно. Это ограничивает эффективность модели. Модель научилась предсказывать течения в Атлантическом океане и сможет помочь следить за его загрязнением, но другие океаны тоже страдают от мусора. Недавно команда экологов исследовала загрязнения в Тихом океане и описала целую экосистему, которая образовалась в Большом тихоокеанском мусорном пятне. Там на плавающих кусках мусора активно живут и размножаются разные виды беспозвоночных.