Научный совет Японии рекомендовал правительству еще раз подумать о решении строить у себя Международный линейный коллайдер (ILC) и не поддержал размещение установки в стране. Перевод решения совета опубликован на сайте проекта.
ILC — это проект строительства международного электрон-позитронного линейного коллайдера с энергией от 500 до 1000 ГэВ. На строительство коллайдера ранее претендовали Европа и США, с 2013 года разработка проекта ведется с учетом планов по размещению в японской префектуре Ивате.
«Исходя из доступной сейчас информации о состоянии проекта и его подготовке, Научный совет Японии не может достичь консенсуса о поддержке размещения проекта ILC с энергией пучка в 250 гигаэлектронвольт в Японии. Комитет совета считает, что правительство должно с осторожностью подойти к решению о размещении ILC в стране», — говорится в решении совета.
В документе отмечается, что ILC значительно дороже всех предыдущих проектов, которые рассматривал совет, и для такой масштабной инициативы нужна широкая ее поддержка в академическом сообществе. Кроме того, совет не увидел значимых дополнительных технологических и экономических выгод от строительства установки в Японии и подчеркнул, что пока не видит четких договоренностей о необходимости «беспрецедентно сильной международной кооперации» при разделе расходов на ILC между странами.
Заместитель директора Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, научный координатор по сотрудничеству с ЦЕРН при Миннауки Виктор Саврин пояснил N+1, что речи о полном отказе от проекта строительства линейного коллайдера пока нет. «Он пока в подвешенном состоянии, нет хозяина, который бы его принял. [Япония] была в лидерах, но сейчас, видимо, ситуация изменилась», — сказал Саврин.
По его словам, ситуация с финансированием фундаментальной науки во всех странах «более-менее одна — это уменьшение расходов». «Когда строили БАК, ситуация была получше», — добавил ученый.
Он также отметил, что при планируемых энергиях ILC наверняка принес бы интересные научные результаты и, в частности, помог бы более детально изучить бозон Хиггса, открытый на Большом адронном коллайдере. «Линейный коллайдер в отличие от кольцевых дает более экспериментально чистый способ наблюдения разных явлений, там нет колоссального фона, который образуется, когда сталкиваются протоны [в кольцевом коллайдере]— там такая каша получается, что выделить сигнал чистый очень сложно», — сказал Саврин.
Большой адронный коллайдер, тем временем, остановился на два года: ученые и инженеры будут заниматься модернизацией и ремонтом ускорителя, чтобы увеличить его светимость примерно в два раза и сделать шаг к превращению его в Большой адронный коллайдер высокой светимости (High Luminosity LHC, HL-LHC).
Ольга Добровидова
Для этого он снимал на видео и моделировал работу этой игрушки
Американский физик экспериментально и теоретически исследовал вращение нити в стрингшутере — игрушке, в которой небольшие вращающиеся колеса формируют в воздухе стабильные нитевые петли. Построенная ученым модель хорошо объяснила опыт и при этом оказалась достаточно простой, чтобы использовать ее на занятиях по механике. Исследование опубликовано в The Physics Teacher. Стрингшутер (иногда струнный шутер) — это игрушка, представляющая собой длинную замкнутую нить, вращающуюся вдоль своей длины под действием управляющих колесиков или валов подобно лассо. Замечательная особенность стрингшутера в том, что при правильных условиях в воздухе образуется стабильная веревочная петля, по которой можно запускать волны. Этот факт привлек внимание физиков сравнительно недавно и получил удовлетворительное математическое объяснение. Вместе с тем, игрушка могла бы стать хорошим дидактическим материалом при изучении физики, поэтому было бы полезно построить достаточно простую теорию, описывающую петлю, но в то же время объясняющую эксперимент. Сделать это удалось Карлу Мамола (Karl Mamola) из Аппалачского университета. Он записал систему простых уравнений для петли стрингшутера и численно решил их, сравнив результат с вращением нити в настоящей игрушке, а также показал, откуда возникает ее устойчивость. Чтобы двигающаяся петля оставалась в равновесии, необходимо, чтобы была равна нулю не только действующая на нее равнодействующая сила, но и полный момент сил. Особенность игрушки в том, что колеса не создают такого момента, поскольку прилагаемая ими сила имеет нулевое плечо. Аэродинамической подъемной силы в этом случае также не возникает из-за того, что воздушный поток вокруг нити симметричный. Вместо этого воздух создает силу сопротивления, зависящую от скорости. А поскольку модуль скорости постоянен вдоль нити, то таким же свойством обладает и сила сопротивления. Ее интегральное действие на всю петлю формирует момент сил, направленный противоположно гравитационному моменту и обеспечивающий равновесие. С учетом этого факта физик рассмотрел бесконечно малый участок нерастяжимой и абсолютно гибкой нити и записал для него второй закон Ньютона для движения и вращения. Численное интегрирование этих уравнений способно восстановить форму петли, для чего ученому нужны были какие-то конкретные параметры петли. Он взял их из эксперимента с реальной игрушкой, произведенной фирмой LoopLasso, с нитью стрингшутера длиной 3,08 метра и массой 2,72 грамма и диаметром колес 2,7 сантиметра. Боковая фотография нити и ее последующая оцифровка позволили получить координаты участков петли и ее общие параметры: размер, угол запуска и угол возврата. Также физик пометил один из участков нити маркером, что позволило вычислить скорость нити по видео — она составила 7,5 метра в секунду. Автор использовал добытые параметры в моделировании. Единственную неизвестную величину — коэффициент сопротивления — он извлек из подгонки с наилучшим соответствием. Результаты моделирования оказались в хорошем согласии с опытом. Отклонения наблюдались только в области большой кривизны — физик связал это с невыполнением требования абсолютной гибкости. На основе развитой модели он также показал, что момент силы тяжести уравновешивается сопротивлением воздуха вдоль всей нити. Ранее мы рассказывали, как физики объясняют механику других повседневных вещей и явлений: падения бутерброда маслом вниз, живучесть кошек при падении с высоты и переноску чашки с кофе.