Речные раки отличились тревожностью при линьке

Французские биологи выяснили, что речные раки во время линьки испытывают состояние, похожее на тревожность: прячутся в темных местах и меньше исследуют пространство. В статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology, сообщается, что за такую реакцию отвечал стероидный гормон экдистероид, который регулирует процесс линьки.

Как и многие членистоногие, ракообразные (например, речные раки) линяют: когда их панцирь (экзоскелет) становится им мал, они избавляются от него, а затем поедают, чтобы пополнить запасы кальция в организме. Процесс линьки регулируется стероидными гормонами экдистероидами, которые также считаются вовлеченными в процесс появления стрессовой реакции на внешние раздражители. Неизвестно, однако, как процесс линьки отражается на поведении ракообразных: другими словами, характерна ли для них стрессовая реакция (например, повышенная тревожность) во время линьки — многие животные во время линьки крайне уязвимы перед хищниками и окружающей средой.

Изучить это решили биологи из Университета Бордо под руководством Жан-Поля Дельбека (Jean Paul Delbecque). Для своего исследования они взяли самцов луизианских раков (Procambarus clarkii): их содержали по отдельности, ограничивая от возможного стресса из-за внешних раздражителей (например, в ситуации социального поражения). Наблюдались раки во время нескольких стадий линьки: в течение двух недель до линьки, во время нее и в течение двух недель после.

Раки могут показывать поведение, характерное для повышенной тревожности — в стрессовых ситуациях они прячутся в темные места. Раков, поэтому, поместили в плюсовидный лабиринт, в котором одна часть была освещена, а другая — нет.

Ученые заметили, что ближе к моменту сброса экзосклета раки проводили меньше времени на свету и чаще покидали освещенные участки, если попадали в них во время исследования территории. Самыми стрессовыми периодами оказались первые часы после сброса экзоскелета: именно тогда раки, судя по их поведению, испытывали наибольшую тревожность.

Чтобы проверить, как на стресс раков влияет работа стероидных гормонов, ученые ввели им экдистероиды вне процесса линьки: под его воздействием раки также испытывали все признаки тревожности. Успокоить раков и вернуть их поведение к норме удалось с помощью противотревожных бензодиазепинов

Таким образом ученые показали, что для речных раков во время линьки характерна повышенная тревожность. Более того, за ее регуляцию отвечает гормон, регулирующий сброс экзоскелета. Авторы работы предполагают, что подобная стрессовая реакция, регулируемая стероидными гормонами, может быть характерна и для других членистоногих — это, однако, следует проверить в последующих экспериментах.

Для речных раков характерно не только состояние тревожности, но и алкогольного опьянения: под воздействием растворенного в воде спирта они становятся агрессивными, дезориентированными, а затем вообще валятся с ног. В прошлом году ученые выяснили, что в компании раки пьянеют быстрее.