Аэропорт британского Университета Крэнфилда в Бедфордшире получил полностью цифровой диспетчерский центр. Согласно сообщению шведской компании Saab, разработавшей диспетчерскую, аэропорт стал первым в Великобритании, использующим систему виртуальной диспетчерской.
В современных аэропортах диспетчерский центр располагается в специальной башне и имеет круговой обзор на аэродром. Из этой башни диспетчеры могут видеть все, что происходит на аэродроме, контролировать исполнение указаний экипажами самолетов и регулировать перемещения летательных аппаратов.
Концепция виртуального диспетчерского пункта подразумевает создание цифровой диспетчерской, расположенной в любом административном здании на территории аэропорта или за ее пределами, и одной или нескольких вышек наблюдения с камерами и различными сенсорами, обеспечивающими круговой обзор в режиме реального времени.
В рамках проекта виртуальной диспетчерской в аэропорту Крэнфилда установили мачту с сенсорами и камерами, а в одном из административных зданий разместили цифровой диспетчерский пункт. Из него специалисты будут управлять вылетами и прилетами самолетов.
Аэропорт Крэнфилда, принадлежащий университету, используется для полетов частной малой авиации, а также для обучения летчиков и исследований в области аэрокосмических технологий, включая полностью цифровую авиацию и новые методики в управлении воздушным движением.
Между тем, Saab занимается оборудованием виртуальной диспетчерской шведского аэропорта в Скандинавских горах, строящегося недалеко от горнолыжного центра Сэлен. Он начнет работать в 2020 году и станет первым в мире аэропортом, изначально спроектированным и построенным без традиционной диспетчерской башни.
Виртуальная диспетчерская аэропорта в Скандинавских горах, строящегося недалеко от горнолыжного центра Сэлен, будет оснащена круговым обзорным полем, состоящим из нескольких дисплеев высокого разрешения. На эти дисплеи будет выводиться изображение с камер вышки наблюдения.
По команде оператора на изображение с камер могут накладываться дополнительные данные, например, о номерах самолетов в поле наблюдения (эти самолеты будут подсвечены). Кроме того, на экранах будут появляться и предупреждения о каких-либо нештатных ситуациях в аэропорту.
Василий Сычёв