Ученым из коллаборации PHENIX удалось получить капли кварк-глюонного вещества трех различных форм: круглой, эллиптической и треугольной. Капли наблюдались в столкновениях протонов, а также ядер дейтерия и гелия-3 с ядрами золота на Релятивистском тяжелоионном коллайдере RHIC в Брукхейвенской национальной лаборатории. Об этом авторы сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature Physics.
Кварк-глюонная плазма представляет собой экзотическое состояние ядерного вещества, в которое переходят протоны и нейтроны при сверхвысоких температурах порядка триллиона градусов Кельвина. При столь высоких температурах кварки, из которых состоят протоны и нейтроны, и глюоны, становятся практически свободными, а образуемая ими среда начинает «растекаться» во все стороны. Согласно современным представлениям, именно в таком состоянии находилась большая часть вещества во Вселенной в первые несколько миллисекунд после Большого взрыва.
Эксперименты по созданию и изучению кварк-глюонной плазмы в столкновениях тяжелых ядер на коллайдере RHIC начались ещё в 2000 году. В 2005 году были опубликованы первые статьи, в которых утверждалось, что это экзотическое состояние удалось, наконец, зарегистрировать. Оказалось, что его свойства близки к свойствам идеальной, то есть не обладающей вязкостью, жидкости.
В дальнейшем свойства кварк-глюонной плазмы изучались и на Большом адронном коллайдере в столкновениях ядер свинца друг с другом. Неожиданным оказалось наблюдение кварк-глюонного состояния вещества в столкновениях ядер свинца с протонами: считалось, что из-за малого размера протона и малого времени столкновения кварк-глюонная плазма при таких столкновениях не должна успевать образоваться.
В 2014 году коллаборация PHENIX, работающая на коллайдере RHIC, приняла решение проверить результаты для протон-ядерных столкновений. Кроме того, было высказано предположение, что образующиеся в результате кварк-глюонные капли могут иметь несферическую форму, если использовать вместо протонов более сложные легкие частицы.
В новой статье авторы утверждают, что им удалось не только подтвердить результаты, полученные на Большом адронном коллайдере, но и наблюдать такие несферические капли кварк-глюонной плазмы. Для этого с ядрами золота сталкивали в одном случае ядра дейтерия — дейтроны, состоящие из одного протона и одного нейтрона, — а в другом — ядра гелия-3, состоящие из одного нейтрона и двух протонов. Энергия частиц в расчёте на один нуклон в этих столкновениях составляла 200 гигаэлектронвольт.
В случае протонов, как и ожидалось, форма образующейся капли была близка к сферической, однако в случае дейтронов капли имели вытянутую форму, близкую к эллиптической. Это напоминает форму волн на воде от двух упавших рядом камушков.
Еще более необычной получалась форма кварк-глюонных капель в случае ядер гелия-3, содержащих три нуклона. От каждого из них возникал расширяющийся сгусток, которые при сложении образовывали каплю с треугольным профилем.
В дальнейшем полученные результаты предполагается проверить в столкновениях с большей энергией на Большом адронном коллайдере. Аналогичные эксперименты в будущем могут быть проведены на строящихся тяжелоионных ускорителях FAIR в Дармштадте, Германия и NICA в Дубне, Россия.
При этом модуль Юнга и предел текучести не повлияли на изменение пространственной метрики
Физики из Франции изучили механизмы, отвечающие за образование цветков из сыра тет-де-муан, когда его сервируют, соскабливая тонкий верхний слой. Главным фактором, который повлиял на изменение пространственной метрики, стал коэффициент трения, который продемонстрировал плавное изменение вдоль радиуса сырной головы. При этом энергия разрушения оказалась достаточно большой и обеспечила переход к режиму пластического сдвига. Авторы работы отметили, что их результаты могут принести пользу для контроля морфогенеза при резке металла. Исследование опубликовано в Physical Review Letters.