Австралийские ученые выяснили, что формирование предпочтений к определенным объектам при выборе из нескольких схожих опций формируется уже в процессе принятия решений, а не только после выбора. Для этого они провели эксперименты с использованием фМРТ и айтрекера, в ходе которого участникам необходимо было оценить еду, а затем выбрать между несколькими равноценными для них опциями. Статья опубликована в The Journal of Neuroscience.
С точки зрения когнитивной психологии теория принятия решений подразумевает, что в случае выбора между несколькими опциями человек должен выбрать тот вариант, который максимизирует выгоду. В этом случае принимать решения помогают, к примеру, индивидуальные предпочтения и внешние факторы вроде цены. Именно это влияет на выбор блюда в ресторане: из множества опций мы выбираем ту, которая приемлема для нас по цене и может нам понравиться, исходя из наших предпочтений в еде.
Временами выбор может быть осложнен тем, что доступные для человека опции одинаковы как с точки зрения факторов, влияющих на выбор, так и с точки зрения первичной оценки полезности. Хороший пример такой ситуации — знаменитый философский парадокс с Буридановым ослом, которому необходимо выбрать между двумя одинаковыми стогами сена (в некоторых вариантах — между стогом сена и миской с водой). Несмотря на то, что осел голоден, сделать выбор он не может и в итоге умирает от голода.
С точки зрения человеческой логики такая ситуация происходит редко, и чаще всего выбор все равно делается, при этом причины предпочтения какой-то определенной опции понять сложно. Во многом это происходит из-за того, что после принятия решения в пользу определенной опции ценность другой может либо возрасти, либо, наоборот, сильно понизиться. Считается, что именно из-за того, что переоценка опций происходит уже после того, как решение принято, предпочтение какой-то опции определяется самим выбором между несколькими вариантами. Ученые под руководством Катарины Войт (Katharina Voigt) из Мельбурнского университета решили протестировать гипотезу в соответствии с которой предпочтения в ситуации подобного принятия решений формируются не после, а уже во время самого процесса выбора.
Для этого они провели исследование, в котором приняли участие 22 человека. Каждый участник сообщил о том, что часто ест снеки (например, шоколадки, шоколадные батончики и чипсы) и не сидит ни на какой диете. Первый эксперимент в ходе исследования провели с использованием фМРТ: в начале каждому участнику по очереди показывали изображения 292 продуктов, предпочтение каждого из которых («Сколько бы вы заплатили за этот продукт прямо сейчас?») необходимо было оценить в денежном эквиваленте (от 0 до 4 долларов с помощью специальной сдвигающейся шкалы).
После этого участникам на выбор предлагали уже два варианта снеков: либо два варианта, цена на которые для участника была примерно одинаковая (осложненное принятие решений), либо два разных по ценности варианта. Затем используемую еду попросили оценить в долларах заново (участников попросили не основывать свой выбор на той цене, которую они уже давали). В качестве дополнительной переменной, указывающей на ценность того или иного выбранного объекта, вне фМРТ-сканера участникам показали еду снова, и уже просили оценить собственную уверенность в том, что картинки с этими снеками были в эксперименте.
Ученые выяснили, что в случае, если выбор был «сложным», участники тратили на 0,24 секунды больше времени на выбор (p < 0,001), а правильно запомнили 32,63 процента всех увиденных продуктов (ученые отметили, что только те варианты, которые запомнили участники, могут считаться валидными для изучения изменения оценки). В качестве основного объекта для оценки предпочтений участников ученые выбрали дорсолатеральную часть префронтальной коры — отдел мозга, принимающий участие в процессе принятия решений. Исследователи отметили, что изменение в предпочтении (то есть денежной оценке) какого-либо снека повышает активность этого отдела мозга уже в процессе выбора.
Затем ученые провели эксперимент с использованием айтрекера: для него была выбрана та же экспериментальная парадигма, что и в фМРТ-исследовании. Они заметили, что длина фиксации взгляда при принятии решений на 50 миллисекунд выше в сторону выбранного объекта, и предположили, что разница в длине фиксации между выбранным и отклоненным снеком будет определять то, как изменится предпочтение определенного продукта. Оказалось, что бóльшая разница в длине фиксации в сторону выбранного и отклоненного объекта значительно регулировало стремление участника вновь выбрать тот же самый снек.
На основании полученных данных ученые пришли к выводу о том, что предпочтение к определенному объекту при выборе из нескольких равноценных альтернатив формируется не только после принятия решения, но уже в процессе него: на это указала как активность мозга, по которой можно было угадать предпочтение участника уже в процессе выбора, так и движения его глаз в сторону определенного объекта.
На то, как быстро человек сможет сделать выбор между несколькими альтернативами и как легко ему будет это сделать, влияет и количество доступных опций. В октябре ученые выяснили, что оптимальное число таких объектов не может быть слишком большим или слишком маленьким: эффективнее всего участники исследования выбирали предметы из 12 опций, а не из 6 или 24.
Елизавета Ивтушок