В сериале «Игра престолов» «высокорожденные» имеют больше шансов выжить, чем «низкорожденные», а хранящие верность своим сеньорам вассалы в среднем живут вдвое меньше, чем изменники, говорится в Injury Epidemiology. Есть и гендерная дискриминация — женщины в сериале живут дольше мужчин. Таковы оценки австралийских медиков, которые проанализировали вероятность выживания 330 персонажей сериала по их социодемографическим характеристикам.
При работе над серией романов «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин вдохновлялся реальными событиями, которые происходили в средневековой Европе. В частности, войной Алой и Белой розы, которую претенденты на английскую корону вели в XV веке в течение 30 лет, или «Черным ужином», во время которого король Шотландии приказал убить братьев Дугласов, чье могущество, по мнению приближенных к королю лордов, стало угрожать стабильности королевства. Поэтому, неудивительно, что книги и сериал получились весьма кровавыми.
Медики Рейдар Листад (Reidar Lystad) и Бенджамин Браун (Benjamin Brown) из австралийского университета Маквайра решили проанализировать причины смерти персонажей сериала «Игра престолов» и возможные причины, позволяющие им выжить. Исследователи независимо друг от друга посмотрели все 67 серий из семи вышедших сезонов, проанализировали открытые данные на сайте imdb.com и собрали социодемографические данные значительных персонажей. Также, если кто-то из них умирал, ученые добавляли к описанию причины смерти и суммарное время, которое этот персонаж прожил в сериале, от момента его появления до смерти (или рассказа о его смерти другими действующими лицами). Среди социодемографических данных авторы учитывали пол и социальный статус персонажа, тип профессии, религиозную принадлежность и отношения вассал — сюзерен. Ученые отнесли к «шелковым воротничкам» людей, занимавшихся интеллектуальной деятельностью — купцов, правителей, политиков, священнослужителей, а к «кожаным воротничкам» людей, работавших руками, в частности фермеров и воинов. Авторы разделили персонажей сериала по социальному статусу на «высоко»- и «низкорожденных».
Авторы собрали информацию о 330 персонажах сериала. 237 (72 процента) из них были мужчинами, 226 (69 процентов) — «низкорожденными», и 196 (59 процентов) — «кожаными воротничками». К концу седьмого сезона больше половины персонажей (186 человек, 56 процентов) были мертвы. И только двое из них умерли естественной смертью, мейстер Эймон из Черного замка и старая Нэн — прислуга в Винтерфелле и прабабушка Ходора. Самой частой причиной были ранения; от них погибло 137 человек (74 процента умерших). Много персонажей сожгли (22 человека или 12 процентов) и отравили (девять человек или пять процентов). Экранное время, которое проходило с момента появления до момента гибели колебалось от 11 секунд до 57 часов 15 минут. Медианное время выживания составляло 28 часов 48 минут. По расчетам исследователей, вероятность выживания в течение первого часа после появления действующего лица составляла 86 процентов.
Также ученые оценили вероятность выживания персонажей в зависимости от их пола, социального статуса, вассальной верности и частоты появления на экране. Оказалось, что в живых дольше оставались женщины, «высокорожденные», персонажи, которые редко появлялись на экране, и вероломные вассалы, которые не хранили верность своим сюзеренам (во всех случаях p < 0.001). Интересно, что лояльность стоила персонажам сериала весьма дорого. Те, кто был верен своим лордам, жили вдвое меньше, чем те, кто им изменял в угоду корыстным соображениям (медианное время выживания 24,3 часа и 55,2 часов, соответственно). Большую роль играл и социальный статус: создатели сериала вдвое чаще жертвовали «низкорожденными», чем людьми с высоким социальным статусом (медианное время выживания 19 и 38 часов, соответственно).
Исследователи отмечают, что высокая смертность персонажей сериала имеет под собой исторические корни. По оценкам исследователей, в среднем, в доисторические времена или в первобытных племенах во время военных конфликтов или стычек гибло около 25 процентов населения. В Западной Европе в средние века этот показатель упал до 0,07 процентов (70 человек на 100 тысяч населения), а в наше время насильственной смертью гибнет меньше семи человек на 100 тысяч населения. Возможно, причинами, которые позволили резко уменьшить количество насильственных смертей в средневековой Европе, стало возникновение централизованных государств, власти которых единственные могли легитимно использовать силу при решении конфликтов. Также сыграло роль развитие торговых связей: торговать стало выгоднее, чем грабить; начали развиваться идеи гуманизма и повысилась ценность человеческой жизни.
Авторы отмечают, что в мире «Игры престолов» тоже есть потенциал для предотвращения многих насильственных смертей. Если представить, что в Вестеросе появится стабильное правительство (или правительства), а на обоих континентах станут развиваться и укрепляться торговые связи, «высокорожденные» будут вкладывать деньги в строительство жилых домов, школ и больниц и будут проводить политику, предотвращающую насильственную смерть людей, то, возможно, количество таких случаев заметно уменьшится.
Как известно в последних сезонах сериала сценаристы отошли от сюжетной линии романов, а сценарии двух последних сезонов создавались «с нуля», так как две последние книги цикла еще не написаны. Тем не менее нетерпеливый читатель в прошлом году создал нейросеть, которая дописала предпоследнюю книгу «Ветра зимы», которую Джордж Мартин планирует закончить в 2019 году.
Екатерина Русакова
Теперь атомы можно не только послушать, но и сыграть
Американская преподавательница физики Джилл Линц создала библиотеку звуков, соответствующих спектрам видимого диапазона почти всех химических элементов периодической таблицы. Она поставила в соответствие каждой линии спектра звуковую частоту с амплитудой, пропорциональной ее интенсивности. Для большего благозвучия исследовательница оптимизировала длительность всех частотных компонент, а также сопоставила их нотам равномерного строя, что позволяет сыграть «атомные звуки» на музыкальных инструментах. О результатах своей работы Линц сообщила на собрании Американского акустического общества, кратко об этом пишет Physics. Технические подробности исследования опубликованы в материалах предыдущего собрания. Процесс превращения любых данных в звук называют сонификацией. Несмотря на то, что она преследует по большей части творческие и популяризационные цели, ученые занимаются этим довольно часто. Мы уже рассказывали, как в музыку превращают фотографии исторических личностей, орбиты планет, столкновения в Большом адронном коллайдере и даже марсианский рассвет. Конвертация световых волн в звуковые наиболее естественна, поскольку зрение и слух — это два канала, через которые человек воспринимает наибольшее количество информации. Например, таким путем можно попытаться превратить в звук спектры всех атомов таблицы Менделеева, чтобы облегчить изучение атомной физики студентам с нарушениями зрения. Это довольно непростая задача, поскольку атомные спектральные линии имеют различную интенсивность, ширину, а также организованы на частотной шкале не так, как звуки музыкальных инструментов, из-за чего необработанные атомные «голоса» будут неприятны на слух и неинформативны. При этом важно сохранить уникальность каждого звука, поскольку атомные спектры также уникальны, что лежит в основе методов аналитической химии. На решение этих проблем были направлены усилия преподавательницы физики из Колледжа Скидмор в Нью-Йорке Джилл Линц (Jill Linz). В 2016 году она запустила проект под названием Atom music (Атомная музыка), и к концу 2022 ей удалось воспроизвести звуки почти всех химических элементов, о чем она подробно рассказала на конференции Американского акустического общества. В основе ее вычислений лежало три техники обработки звукового сигнала. Во-первых, она проводила линейное сопоставление спектральных линий видимого диапазона (400-700 нанометров) звукам с частотами от 0 до 1000 герц на основе частотных интервалов между отдельными компонентами. Амплитуда каждой компоненты соответствовала интенсивности линии. Во-вторых, исследовательница учитывала, что для комфортного восприятия звука тот должен иметь длительность выше некоторого (60 миллисекунд) порога, но в то же время экспоненциально затухать со временем. На этом этапе она также определилась с формой возрастания амплитуды звука, остановив свой выбор на таковой, возникающий при струнно-щипковом извлечении. Наконец, Линц ввела равномерную темперацию частотного диапазона, что позволило приблизительно сопоставить каждому элементу свой набор традиционных для музыки нот. В результате физик составила библиотеку звуков, уникальных для каждого элемента и связанных с его видимыми спектрами за исключением тех, у которых их нет (послушать все таблицу Менделеева можно здесь). Стоит отметить, что это символическая сонификация, поскольку атом единовременно излучает всего одну спектральную линию, в то время как в звуке звучат все частоты одновременно. Другими словами, звуки соответствуют скорее нагретому атомному газу, нежели элементам по отдельности. Кроме того, в работе не учитывались фазовые соотношения между отдельными гармониками. Тем не менее, работа Линц привлекла внимание многих из ее коллег. Оказалось, что в получившемся наборе звуков наблюдаются некоторые закономерности. Например, элементы с малой массой, такие как углерод, кислород и водород, склонны иметь диссонирующие тона, так как их линии разнесены по всему спектру. Тяжелые металлы, наоборот, звучат более приятно, поскольку их линии сгруппированы и формируют почти чистую синусоиду. Возможность же сыграть атомные звуки на инструментах заинтересовала музыкантов, которые уже использовали ее результаты в нескольких музыкальных проектах. Больше примеров сонификации вы можете послушать в серии наших материалов «Звуки науки».