Исследователи частично объяснили защитный эффект кофе, который проявляется в снижении риска развития нейродегенеративных заболеваний, совместным действием двух его компонентов. Как показали авторы статьи в PNAS, продолжительное потребление модельными мышами с болезнью Паркинсона низких доз кофеина и эйкозанил-5-гидрокситриптамида облегчило у животных поведенческие симптомы и снизило количество фосфорилированного α-синуклеина в нейронах. По-видимому, оба эти компонента кофе действуют через разные механизмы на одну и ту же мишень — фермент, который препятствует накоплению синуклеина.
Болезнь Паркинсона — тяжелое нейродегенеративное заболевание, обусловленное гибелью дофаминэргических нейронов в результате образования в них скоплений белка α-синуклеина (эти скопления еще называются тельцами Леви). В норме растворимый белок, α-синуклеин начинает «склеиваться» и образовывать опасные агрегаты при навешивании на него остатка фосфорной кислоты (модификация, называемая фосфорилированием). Удалением фосфатов как с синуклеина, так и с других белков, ассоциированных с нейродегенеративными заболеваниями, занимается фермент фосфатаза PP2A. Показано, что при болезни Паркинсона ее активность в нейронах снижена.
Эпидемиологические исследования на людях неоднократно связывали снижение риска развития нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезни Паркинсона, с регулярным потреблением кофе. Исследовательская группа из Медицинской школы имени Роберта Вуда Джонсона (Нью-Джерси, США) под руководством Марала Мурадяна (M. Maral Mouradian) занимается изучением связи кофе и нейродегенерации на молекулярном уровне. Ранее ученые уже показали, что один из компонентов кофе, эйкозанил-5-гидрокситриптамид, ингибирует фермент, подавляющий активность фосфатазы PP2A. У модельных мышей, которым в пищу в больших дозах добавляли это вещество в течение девяти месяцев, симптомы заболевания были выражены значительно слабее, за счет повышения активности PP2A и снижения накопления синуклеина.
Основной действующий компонент кофе — кофеин, также был замечен в предотвращении агрегации α-синуклеина. В новой работе американские исследователи показали, что кофеин и эйкозанил-5-гидрокситриптамид в паре даже в низких дозах проявляют защитный эффект по тому же самому механизму.
Эксперимент проводили на генно-модифицированных мышах с болезнью Паркинсона (у них в нейронах экспрессировался человеческий α-синуклеин). В норме через несколько месяцев после рождения у них уже проявляются поведенческие симптомы заболевания (изменение походки, когнитивные нарушения и так далее). Мыши, которым с рождения в пищу добавляли низкие субтерапевтические дозы обоих веществ, через шесть месяцев проходили поведенческие тесты значительно лучше, чем контрольные мыши. Активность фермента у них в мозге была повышена, а агрегации α-синуклеина почти не наблюдалось. При этом по отдельности оба компонента в такой концентрации защитного эффекта не проявляли.
Обсуждая механизм наблюдаемого эффекта, авторы предположили, что компоненты через разные пути действуют на одну и ту же мишень — PP2A. Если эйкозанил-5-гидрокситриптамид ингибирует снижение ее активности путем метилирования, кофеин, вероятно, проявляет действие через подавление аденозиновых рецепторов, так как в одном из предшествующих экспериментов полное удаление этих рецепторов тоже защитило мышей от нейродегенерации.
В завершение авторы подчеркивают, что кофе содержит около тысячи активных компонентов, которые могут проявлять взаимодополняющий эффект. Приведенная пара веществ, вероятно, вносит вклад в суммарное влияние кофе на потребителя, но вряд ли дело ограничивается только ей.
О том, как кофе влияет на разных людей в зависимости от генотипа и привычек, можно прочитать в нашем блоге «Проклятье четырех чашек».
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.