Итальянские исследователи предложили новую метрику оценки значимости фильма для культуры. Проанализировав сценарии более 47 тысяч картин, они выстроили рейтинг на основе того, как часто та или иная картина (или цитата из нее) упоминается в последующих. Самым значимым фильмом оказался «Волшебник страны Оз». Статья опубликована в Applied Network Science.
Сегодня очень популярна оценка значимости фильма по его кассовым сборам. Тем не менее, эта оценка не всегда объективна, так как тяжело сократить влияние побочных переменных: фильм может быть популярным за счет успешной рекламы, но плохим с точки зрения кинематографа. Другой показатель — оценки кинокритиков, которые также могут быть необъективны. Часто составляют списки «лучших фильмов»: свой список есть, например, у Американского института киноискусства (в него входят только американские фильмы). В составлении таких списков обычно участвуют деятели культуры (режиссеры, сценаристы и актеры), которые могут объективно оценить качество фильма с точки зрения его значимости для культуры. Такие списки, однако, также имеют важный недостаток: используемая выборка оценщиков чаще всего нерепрезентативна.
Исследователи из Туринского университета — Ливио Биольо (Livio Bioglio) и Руджеро Пенса (Ruggero Pensa) — предложили более объективную метрику значимости фильмов. Они предположили, что значимость фильма можно легко оценить, подсчитав то, как часто к нему делают отсылки в других картинах — тех, которые вышли позже. Популярный в культуре фильм будет часто упоминаться в последующих либо для того, чтобы почтить его наследие, либо в качестве попытки каким-либо образом повторить его.
Биольо и Пенса собрали данные о 47266 фильмах с сайта IMDb: помимо базовой информации (названия, года выпуска, жанра, актерского состава и режиссеров) они также собрали полные сценарии — для того, чтобы проанализировать цитаты. Фильмы, таким образом, представили в виде графа, каждая из вершин в котором — это определенный фильм, значимость которого определяется количеством его ребер, то есть фильмов, в которых были позаимствованы цитаты из него (такими фильмами, соответственно, могли быть только те, которые вышли позже).
Так, самым значимым фильмом по оценкам ученых оказался «Волшебник страны Оз», выпущенный в 1939 году. За ним идет четвертый эпизод «Звездных войн» («Новая надежда») и фильм «Психо». Двадцатку лучших фильмов по мнению метрики замыкает «Броненосец Потемкин» — фильм советского режиссера Сергея Эйзенштейна.
Также ученые рассчитали значимость режиссеров и актеров — по той же метрике (их цитирование другими режиссерами и актерами в последующих фильмах). Самыми влиятельными режиссерами оказались Джордж Кьюкор, Виктор Флеминг и Альфред Хичкок. Применив другую метрику (добавив к анализу цитируемости число наиболее влиятельных фильмов, снятых режиссером), ученые выделили в первую тройку Хичкока, Стивена Спилберга и Брайана де Пальму. Также авторы разбили свои рейтинги по годам, странам и жанрам: так, к примеру, самыми влиятельным французским режиссером оказался Жан-Люк Годар, а лучшие криминальные фильмы снимает Мартин Скорсезе. Что касается актеров, то авторы работы выделили Сэмюэля Л. Джексона среди мужчин и Лоиз Максвелл среди женщин.
Авторы уточняют, что полученные ими данные отражают, в основном, оценки, распространенные в западной культуре: об этом говорит, к примеру, то, что большинство фильмов (около 90 процентов), попавших в анализируемый список, американского производства. Кроме того, сам сайт IMDb также нацелен на североамериканские и европейские картины. Эту метрику, однако, можно использовать в качестве объективного показателя для оценки культурного наследия.
Еще один хороший пример применения цитирования для оценки значимости — индекс Хирша, который используется для оценки индивидуальной продуктивности ученого. В прошлом месяце автор этой метрики аргентино-американский физик Хорхе Хирш предложил ввести новый индекс, который отражает количество статей, где ученый считается самым значимым автором.
Елизавета Ивтушок