Россия оказалась на втором месте в Европе после Литвы по уровню поддержки безусловного базового дохода — введение такой схемы одобрили более 73 процентов респондентов. Россияне горячо поддерживают подобные меры по поддержке всего населения вроде пенсий по возрасту, но существенно меньше одобряют помощь отдельным группам нуждающихся вроде безработных или мигрантов. Таковы данные доклада, подготовленного в рамках проекта European Social Survey (ESS).
Безусловный базовый доход предполагает выплату государством или другим институтом определенной суммы денег каждому жителю страны независимо от уровня доходов и работы. Такие схемы с разным уровнем поддержки обсуждаются во многих странах, а Финляндия недавно завершила двухлетний эксперимент по введению такого дохода.
Опрос ESS проводится волнами, последняя из которых, восьмая, завершилась в декабре 2017 года. Всего ученые опросили 44387 человек из 23 стран Европы. По данным опроса, введение безусловного базового дохода поддержали чуть более 73 процентов россиян — выше этот показатель оказался только в Литве (80,6 процента). Для сравнения, в Норвегии эту идею поддерживают 33,7 процента населения, в Швеции — 37,6 процента, а в Швейцарии, однажды проголосовавшей против безусловного базового дохода на референдуме, — 34,7 процента респондентов. При этом схему такой же поддержки, но только для самых бедных, поддержали лишь около 60 процентов опрошенных россиян, как и масштабные меры по переобучению и нематериальной поддержке безработных.
Авторы доклада предполагают, что такой высокий уровень поддержки безусловного базового дохода в России и Литве может быть связан с тем, что более 45 процентов жителей этих стран считают, что в ближайшие 12 месяцев им будет не хватать денег на бытовые нужды — в Норвегии и Швеции этот страх разделяют менее 13 процентов населения.
Как отмечают эксперты, россияне активно поддерживают варианты социальной помощи, затрагивающие всех жителей страны, но отличаются высоким уровнем «социального шовинизма»: они часто не готовы поддержать отдельные уязвимые группы населения. Например, 40 процентов респондентов заявили социологам, что мигранты не должны иметь никаких прав на льготы по крайней мере пока они не получат российское гражданство. Кроме того, россияне считают пенсии более важными, чем «детские» выплаты, и отличаются более низким уровнем солидарности с безработными, при этом одновременно оценивая их уровень жизни хуже всех в Европе.
В целом россияне слабо верят, что с помощью социальных выплат можно сократить уровень неравенства в обществе: таковых нашлось лишь 24,4 процента, и это самый низкий в Европе показатель (самый высокий —в Финляндии, 69 процентов). Жители России при одном из самых высоких уровней экономического неравенства в Европе по коэффициенту Джини относительно слабо (около 70 процентов) поддерживают любые схемы перераспределения доходов.
Ранее по данным ESS социологи сделали вывод о том, что Россия оказалась на последнем месте из европейских стран по доле тех, кто считает, что климат меняется — таковых в стране 82 процента. По доле уверенных в антропогенном влиянии на климат РФ занимает предпоследнее место.
Ольга Добровидова