Американская компания Bell Helicopter получила патент на изобретение конвертоплана с поворотными вентиляторами, установленными на крыле, и центробежным вентилятором в хвостовой части. По оценке компании, аппарат такой схемы будет иметь лучшую маневренность по сравнению с современными конвертопланами. Кроме того, предполагается, что новый конвертоплан может быть и экономичнее. О военной или гражданской версии конвертоплана идет речь, в патенте не уточняется.
Конвертопланом называется летательный аппарат с наклоняемыми воздушными винтами. Такой аппарат способен на вертикальные взлет и посадку по типу вертолета и на горизонтальный полет по типу самолета. Сегодня единственные в мире серийные конвертопланы — V-22 Osprey — используются американскими военными. Они считаются достаточно аварийными летательными аппаратами. Дело в том, что такая техника сложна в управлении — конвертопланы теряют в устойчивости во время перехода от вертолетного режима полета к самолетному.
В новом патенте Bell Helicopter описывается конвертоплан с коротким крылом, на законцовках которого установлены вентиляторы. Эти вентиляторы могут поворачиваться как синхронно в одном направлении, так и в противоположных. Это предполагается сделать для повышения маневренности. Например, при установке левого вентилятора не небольшой угол по направлению полета, а правого — против, конвертоплан в режиме висения начнет поворачиваться. Увеличение тяги одного из вентиляторов позволит управлять креном.
Для дополнительного увеличения маневренности в хвостовой части конвертоплана планируется установить центробежный вентилятор с воздушными выходами снизу, сверху, а также по сторонам хвостовой балки. Эти выходы могут перекрываться поворотными шторками. Закрытие боковых и нижнего выходов при открытом верхнем, например, позволит опустить хвостовую часть. При полете по-самолетному такое решение заменит рули высоты и направления. Центробежный вентилятор получит подвижные лопасти, благодаря которым можно будет регулировать его тягу.
В хвостовой части конвертоплана, запатентованного американской компанией, будет установлено двухкилевое оперение без подвижных аэродинамических элементов. Оно будет выполнять роль стабилизатора при горизонтальном полете по-самолетному. Следует отметить, что патентное изображение системы центробежного вентилятора напоминает систему замены традиционного рулевого винта, представленную Bell Helicopter в марте прошлого года в рамках презентации концепта пассажирского вертолета будущего FCX-001.
В октябре 2016 года американский авиастроительный концерн Boeing получил патент на безопасный пассажирский конвертоплан. Предполагается, что новый аппарат будет более безопасным. В частности, на него предполагается устанавливать четыре небольших турбовальных двигателя, по два на каждой консоли крыла. Каждая пара двигателей будет приводить воздушные винты только на свой консоли крыла. В случае отказа одного из двигателей, конвертоплан сможет продолжить безопасный полет не снижая скорости или высоты полета. При этом воздушный винт продолжит вращаться, приводимый дублирующим двигателем.
Василий Сычёв
Американская компания Pratt & Whitney успешно протестировала двигатель GTF Advantage на стопроцентном биотопливе. Она разрабатывает эту силовую установку для семейства самолетов Airbus A320neo.