Астрономы засняли пылевую «вертушку» в тройной системе звезд

Астрономы при помощи телескопа VLT получили изображение необычной пылевой структуры в тройной звездной системе, получившую прозвище Апеп, в честь змея из древнеегипетской мифологии. Предполагается, что она была создана из звездных ветров от звезд Вольфа-Райе, а сама система в будущем может стать источником длинного гамма-всплеска. Статья опубликована в Nature Astronomy, кратко о работе рассказывается на сайте Европейской южной обсерватории.

Система 2XMM J160050.7-514245 представляет собой уникальную тройную звездную систему, расположенную на расстоянии примерно 2,4 килопарсека от Земли. Она является мощным источником рентгеновского и радиоизлучения в нашей галактике и состоит из одиночной звезды и пары массивных звезд класса Вольфа-Райе, которые интенсивно теряют свое вещество путем генерации сильных звездных ветров. Предполагается, что в ходе превращения быстровращающихся звезд такого класса в сверхновые, рождаются длинные гамма-всплески, которые считаются одними из самых мощных взрывных процессов во Вселенной.

Наблюдения за системой велись при помощи приемников NACO и VISIR на телескопе VLT в Чили. На полученных изображениях удалось различить компоненты системы, а также огромную пылевую структуру, похожую на раскручивающуюся спираль, которая была названа Апеп, в честь древнеегипетского божества, олицетворяющего хаос. Скорость звездных ветров в системе оценивается около 3400 километров в секунду, а сам пылевой шлейф расширяется со скоростью примерно 570 километров в секунду.

Предполагается, что змеевидная структура была образована из-за взаимодействия звездных ветров в системе, а различие в скоростях потоков вещества от звезд и расширения пылевой структуры объясняется генерацией одной из массивных звезд как быстрого, так и медленного звездного ветра в разных направлениях. Это говорит о высокой скорости ее вращения, что в конечном итоге может привести к гравитационному коллапсу и образованию длинного гамма-всплеска. В дальнейшем планируется провести наблюдения этого необычного объекта при помощи системы ALMA и будущего космического телескопа «Джеймс Уэбб».

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы при помощи телескопа VLT смогли впервые получить прямой снимок зарождающейся планеты и снять Нептун лучше «Хаббла».

Астрономы однозначно обнаружили гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера