Оляпки из «неблагополучных семей» не освоили сложных песен

Самцы оляпки, которые в детстве получали больше пищи и были в лучшей физической форме, чаще поют, а и их песни более разнообразные, чем у самцов, которые пережили голодное детство в многодетном выводке. Это первое полученное в дикой природе свидетельство того, что условия жизни птенцов влияют на качество их взрослых песен, и соответственно, привлекательность для самок. Исследование опубликовано в PLOS One.

Половой отбор является основным двигателем эволюции сложных песен, которые исполняют в брачный сезон самцы певчих птиц. Считается, что само по себе пение не требует серьезных затрат энергии, однако пение отнимает много времени, которое можно было потратить на поиск пищи, и повышает риск быть замеченным хищником. Также, развитие мозговых структур, необходимых для пения сложных песен, несет значительные энергетические расходы — певчие птицы имеют специальную область переднего мозга, которая отвечает за обучение и исполнение песен. Область, отвечающая за пение, формируется еще у маленького птенца, поэтому существует предположение, что стресс в детстве может плохо сказаться на качестве песен особи в будущем.

Чтобы проверить эту гипотезу, Люси Магулаган (Lucy Magoolagan) из Ланкастерского экологического центра и ее коллеги провели исследование в популяции оляпки (Cinclus Cinclus) неподалеку от Сидберга. Все особи на наблюдаемой площади были помечены уникальным сочетанием трех цветных колец, по которым их можно было различать визуально. Исследователи сосредоточили внимание на 18 юных самцах в первые три недели их жизни. У каждого из них измеряли массу тела, длину цевки, а также отмечали сколько раз за час родители приносят корм и сколько птенцов в выводке. Затем, когда птенцы выросли, орнитологи вернулись, чтобы записать их песни и отметить частоту пения в сезон размножения.

Взрослые самцы оляпки, которые были в лучшей физической форме в первые недели жизни, исполняли песни с большим количеством уникальных слогов (в среднем в 1,6 раз больше), чем те, что были худыми в детстве. Кроме того, птенцы, которых родители кормили больше, так как они росли в небольшом выводке, во взрослом возрасте пели почти в два раза чаще, чем самцы из «неблагополучных семей».

Эти результаты являются первыми свидетельствами того, что ранние условия жизни влияют на пение взрослых самцов, полученными в дикой популяции. В дальнейшем авторы исследования планируют изучить физиологические механизмы, обеспечивающие эту связь.

Не только песни являются двигателями полового отбора у птиц. Недавно было обнаружено, что если у какого-то вида однообразные песни, то птицы компенсируют это яркой окраской, и наоборот — сложные песни обычно сочетаются с менее ярким окрасом перьев самца.

Александра Кочеткова