В 1972 году детонировали минные поля во Вьетнаме. Они не выдержали геомагнитной бури

Схема минных молей в районе портов Хон Ла и Куанг Кхе

U.S. Navy / Vietnam Center and Archive, Texas Tech University

Исторический архивный центр Вьетнамской войны при Техасском технологическом университете опубликовал рассекреченные документы ВМС США о минировании прибрежных вод Вьетнама во время войны в 1970-х годах. Согласно одному из опубликованных документов, в августе 1972 года военный самолет во время патрулирования наблюдал подрыв множества морских мин в очень короткий промежуток времени. Вскоре после этого ВМС США провели расследование и серию экспериментов и пришли к выводу, что причиной подрыва минных полей могла стать геомагнитная буря, вызванная необычайной солнечной активностью. В документе отмечается, что это был первый в истории зарегистрированный случай подрыва морских мин из-за флуктуаций в магнитном поле Земли.

Согласно отчету, 4 августа 1972 года патрульный самолет 77-й оперативной группы, выполнявший облет минных полей в Южно-Китайском море в районе вьетнамского порта Хон Ла, наблюдал серию из 20-25 взрывов в воде, произошедших на протяжении 30 секунд. Кроме того, экипаж самолета заметил еще 25-30 мутных пятен на воде, свидетельствовавших о случившихся взрывах мин. Очевидной причины масштабного подрыва минных полей наблюдатели определить не смогли. В отчете руководству экипаж патрульного самолета сообщил о наблюдавшихся взрывах и предположил, что причиной подрыва морских мин могла стать цепная реакция, вызванная случайной детонацией одного из боеприпасов. Впрочем, эта версия не была основной, поскольку расстояние между минами в воде было достаточным для избегания самоподрыва.

В водах вблизи порта Хон Ла американские военные разместили несколько десятков морских мин Mk.52 с магнитными взрывателями и системами самоуничтожения. Мины были установлены за четыре недели до подрыва. Во время взрыва мин до срабатывания их таймеров системы самоуничтожения оставалось еще 30 дней. Вскоре после получения отчета от экипажа патрульного самолета, военные провели расследования. В частности, они выяснили, что сам самолет не мог стать причиной подрыва магнитных мин, поскольку летел слишком быстро, чтобы взрыватели боеприпасов успели среагировать на присутствие крупного металлического объекта. Для этого самолету пришлось бы лететь со скоростью менее 30 узлов (55,6 километра в час).

Кроме того, мины были установлены с небольшой плотностью — расстояние между боеприпасами составляло не менее 21 метра. Между тем, для цепной детонации всех мин из-за случайного самоподрыва одного боеприпаса расстояние между боеприпасами должно было быть менее 21 метра. Разработчики боеприпасов заявили, что в этом случае взрывная волна от одной мины могла бы привести в действие взрыватели, если бы они были настроены на высокую чувствительность к изменениям магнитного поля — взрыв мог бы сместить соседние мины слишком быстро, что и привело бы к взрыву. Эту причину военные также исключили. В итоге расследователи пришли к выводу, что причиной масштабного подрыва минных полей стала геомагнитная буря.

В отчете указывается, что военные и прежде знали о том, что геомагнитная буря может спровоцировать подрыв морских мин, оснащенных магнитными взрывателями, однако до 4 августа 1972 года таких случаев ни разу не наблюдалось. ВМС США запросили данные о солнечной активности у Лаборатории космической среды Национального управления океанических и атмосферных исследований. Выяснилось, что утром 4 августа на Солнце в области MR 11976 (McMath Region 11976) были зарегистрированы выбросы коронального вещества и интенсивные вспышки. Это была сильнейшая солнечная буря, зарегистрированная за последние 25 лет. Поток заряженных частиц от Солнца достиг Земли всего за 14,6 часа и, предположительно, стал причиной сбоев в энергоснабжении и телеграфной связи в нескольких районах Северной Америки.

Любопытно, что ВМС США провели проверку версии о влиянии геомагнитной бури на самопроизвольное срабатывание магнитных взрывателей морских мин. На сентябрь 1972 года прогнозировалась очередная геомагнитная буря, которой военные и решили воспользоваться. В начале сентября военные установили минное поле на одном из морских полигонов, причем магнитные взрыватели некоторых мин в нем были настроены на максимальную чувствительность. Эти мины не подорвались — произошедшая в сентябре геомагнитная буря оказалась немного слабее той, что произошла в августе. После инцидента 4 сентября 1972 года ВМС США использовали в водах Вьетнама морские мины с новыми магнитными взрывателями. Случаев масштабного самопроизвольного подрыва мин больше зафиксировано не было.

Природа нередко вмешивается в военные операции. Так, в марте 2002 года ионосферные плазменные пузыри стали причиной потери связи американскими военными. Они совместно с ЦРУ и афганцами проводили операцию «Анаконда». Ее целью было уничтожение как можно большего количества бойцов «Талибана» и «Аль-Каиды» (обе группировки запрещены на территории России). 4 марта около трех часов ночи на вершине хребта Такур-Гар планировалось высадить две группы морских котиков для удержания высоты и наблюдения. Разведка показала, что в тот день на хребте не было боевиков, и Такур-Гар сочли безопасным. Однако при попытке посадки на вершину тяжелый транспортный вертолет MH-47 Chinook с морскими котиками на борту попал под обстрел из легкого стрелкового оружия и противотанковых ракетных комплексов и был сбит.

В тот же день под прикрытием тяжело вооруженного самолета AC-130 другой транспортный вертолет MH-47 должен был эвакуировать выживших. В момент подлета вертолета к точке эвакуации выяснилось, что экипажу операторы изначально дали неверные координаты, направив машину в место, где был подбит первый Chinook. Исправить ошибку не удалось, поскольку со спасателями пропала связь. Прикрывающий отступление AC-130 также утратил связь с вертолетом и с центром и, не получив указания оператора, не открыл огонь по боевикам. В результате вертолет-спасатель был сбит. Выжившие после падения американские бойцы вступили в 17-часовую перестрелку с боевиками; семь человек погибли.

Долгое время точная причина исчезновения связи с самолетом и вертолетом в районе хребта Такур-Гар не имела объяснения. В сентябре 2014 года американские ученые предположили, что причиной потери связи военными могли стать плазменные пузыри в атмосфере Земли. Исследователи пришли к выводу, что турбулентные потоки ионизированного газа могут менять радиосигналы военных спутников достаточно сильно, чтобы вызывать перебои с коммуникацией на довольно обширных территориях. Плазменные пузыри формируются на высоте от 85 до 595 километров над Землей в ионосфере, где солнечное излучение выбивает электроны из молекул газа, превращая их в заряженные ионы.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.