Крыло истребителя Су-57 сломали на статических испытаниях

Специалисты компании «Сухой» провели новый этап статических испытаний перспективного истребителя Су-57, во время которых проверялся предел прочности крыла боевого самолета. Как сообщает телеканал «Звезда», во время испытаний композитное крыло истребителя выдержало статическую нагрузку в 104 процента максимальной расчетной после чего сломалось. Состоявшиеся испытания признали успешными. В ближайшее время специалисты изучат место разлома крыла и проанализируют повреждения.

Статические испытания являются одним из этапов ресурсных испытаний, позволяющих проверить соответствие реальных параметров конструкции расчетным. Такие испытания позволяют проверить надежность и долговечность элементов конструкции новых летательных аппаратов, а также подтвердить или опровергнуть правильность конструкторских решений, реализованных в самолете. В ходе статических испытаний тот или иной элемент самолета нагружают с помощью специального оборудования, чтобы определить, как конструкция выдерживает постоянные нагрузки.

Во время статических испытаний Су-57 специальная машина удерживала фюзеляж самолета на месте, а композитное крыло подтягивало вверх. Таким образом имитировался устойчивый полет с максимальными перегрузками. Судя по характеру сгибания крыла и проседания фюзеляжа в момент поломки крыла, разлом произошел в области его корня ближе к носовой части. Специалисты «Сухого» отметили, что при поломке крыла фюзеляж самолета остался цел. Это один из признаков правильного проектирования планера.

Для различных элементов планера самолета устанавливаются несколько типов нагрузок. В частности, для крыла определяются максимальные эксплуатационные нагрузки, то есть нагрузки которые летчикам разрешается достигать при маневрировании. Самолет способен выдерживать их многократно на протяжении всего срока службы машины. Существуют также максимальные расчетные нагрузки, которые определены в 1,5 раза (коэффициент безопасности) больше максимальных эксплуатационных. Такой запас прочности закладывается в конструкцию на случай каких-либо экстренных ситуаций в полете.

Статические испытания на предел прочности считаются успешно пройденными, если конструкция выдерживает нагрузки в 99-104 процента максимальных расчетных. Дельта в пять процентов закладывается на возможную погрешность в расчетах конструкторов. В случае, если крыло ломается при нагрузках меньших 99 процентов максимальных расчетных, это означает, что его прочностные характеристики конструкторами были рассчитаны неверно. Величина перегрузки больше 104 процентов также указывает на ошибку конструкторов; это означает, что конструкция получилась более тяжелой, чем необходимо.

Статические испытания перегрузкой для крыла Су-57 уже проводились ранее. Во время этого этапа проверок нагрузка на крыло была доведена до 80 процентов максимальной расчетной. Эти испытания не имели своей целью проверить предел прочности крыла самолета. По их итогам было определено, что Су-57 может быть допущен к летным испытаниям с определенными ограничениями по перегрузкам. Прохождение статических испытаний на предел прочности позволит снять некоторые летные ограничения, благодаря чему можно будет расширить летные испытания самолета.

Проработка проекта Су-57 велась с середины 1990-х годов, а в 2002 году стартовало непосредственно проектирование боевого самолета. Летные испытания перспективного истребителя проводятся с 2010 года. Пока известно, что истребители смогут нести во внутренних отсеках вооружения ракеты и бомбы общей массой до 4,2 тонны. Кроме того, они будут оснащены восемью внешними точками подвески для авиационного вооружения. Летом текущего года Министерство обороны России заключило с компанией «Сухой» контракт на поставку первых 12 серийных истребителей Су-57.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Оператор справился с роем из более ста роботов и беспилотников