NASA опубликовало видеозапись продувочных испытаний модели перспективного «тихого» сверхзвукового пассажирского самолета X-59, разработкой которого по заказу агентства занимается американская компания Lockheed Martin в рамках проекта QueSST. Испытания проводятся в низкоскоростной аэродинамической трубе в Исследовательском центре NASA Лэнгли с 2017 года. В настоящее время специалисты занимаются исследованием аэродинамической стабильности, маневренности и управляемости модели сверхзвукового самолета в дозвуковом воздушном потоке.
Продувочные испытания необходимы для оценки аэродинамических характеристик перспективных летательных аппаратов за счет имитации их полета на разных скоростях и при разных состояниях окружающего воздушного потока. Получаемые по итогам таких испытаний данные впоследствии позволяют вносить изменения в проект летательного аппарата, чтобы улучшить его аэродинамические характеристики. Испытания моделей летательных аппаратов обычно проводятся в аэродинамической трубе при разных скоростях воздушного потока и с имитацией различных условий полета.
На видеозаписи, опубликованной NASA, модель сверхзвукового самолета X-59 проходит испытания рысканием, изменением тангажа и креном. Кроме того, специалисты показали продувочные испытания модели самолета при больших углах атаки с визуализацией воздушных потоков с помощью дыма и лазерной подсветки. По итогам продувочных испытаний специалисты NASA намерены собрать данные, которые затем можно будет учесть в проекте самолета. Как ожидается, в 2019 году компания Lockheed Martin приступит к сборке первого летного образца X-59.
Проект QueSST предполагает разработку самолета с планером такой аэродинамической конструкции, при которой на поверхности летательного аппарата образовывалось бы как можно меньшее количество ударных волн. При этом те волны, которые будут все же образовываться, должны быть менее интенсивными. В конечном итоге разработчики планируют существенно снизить шумность сверхзвуковых самолетов и, тем самым, добиться снятия запрета на полеты сверхзвуковой авиации над населенными частями суши.
Перспективный пассажирский самолет на базе X-59 должен будет выполнять крейсерские полеты на высоте 16,8 тысячи метров на скорости в 1,5 тысячи километров в час. При этом воспринимаемый уровень шума от такого летательного аппарата на земле не должен превышать 75 децибел, что по громкости примерно соответствует захлопывающейся автомобильной двери. Согласно договору NASA с Lockheed Martin, 2021 год определен как ранний срок начала летных испытаний, который может быть сдвинут, но не позже чем на середину 2022 года.
В 2023 году новый сверхзвуковой самолет X-59 начнет выполнять сверхзвуковые испытательные полеты над населенными пунктами — добровольцами. Задачей жителей этих населенных пунктов станет субъективная оценка шумности пролета демонстратора. В настоящее время полеты сверхзвуковых самолетов над населенной частью суши запрещены. Дело в том, что на планере таких летательных аппаратов на сверхзвуковой скорости образуются ударные волны, которые наблюдателями на земле воспринимаются как взрыв.
Сегодня компании из нескольких стран мира занимаются разработкой сверхзвуковых пассажирских самолетов, которые позволят существенно сократить время, необходимое на перелеты по протяженным маршрутам. В частности, такие работы ведут российские компании «Сухой» и «Туполев», Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского, французская Dassault, Японское агентство аэрокосмических исследований, европейский концерн Airbus, американские Lockheed Martin и Boeing. Подробнее об этих проектах вы можете почитать в нашем материале «Включите сверхзвук».
Василий Сычёв
Китайское аэротакси Prosperity I испытали переходом из режима вертикального взлета и посадки в самолетный режим. Как сообщает его разработчик, китайская компания Autoflight, полет был беспилотным и проходил на высоте 150 метров.