Стеклянные губки, живущие на шельфе канадской провинции Новая Шотландия, на протяжении столетия успешно выдерживают колебания температуры и солености воды. При этом для защиты губки, которую за специфическую форму прозвали «русской шапкой», не предпринимается каких бы то ни было специальных мер. Исследование об этом опубликовано в журнале PLOS ONE.
Глубоководная стеклянная губка Vazella pourtalesi — один из ключевых видов северо-западной Атлантики. На шельфе Новой Шотландии живет уникальная большая популяция губок, впервые описанная в 1889 году. С 2009 года власти Канады ввели частичные ограничения на донную ловлю рыбы, чтобы защитить губку, однако эти меры затронули крайне малую часть популяции.
Группа Линдси Бизли (Lindsay Beazley) из Института океанографии Бедфорда решила выяснить, насколько эти принимаемые меры помогают защитить популяцию «русских шапок». Смоделировав распределение губок в ареале их обитания с использованием алгоритма машинного обучения random forest («случайный лес»), ученые заключили, что более 99 процентов популяции не попадает под защитные меры, охватывающие лишь три процента от восьми тысяч километров площади ареала. Две охраняемые акватории защищают значительные локальные скопления «русских шапок», однако большая часть популяции пока остается не защищенной.
Реконструкция температуры воды в этой акватории в 1870-2015 годах показала, что ее колебания между десятилетиями достигали восьми градусов Цельсия, с отдельными холодными периодами в середине 1960-х и конце 1990-х годов. Соленость воды также существенно менялась, достигая минимума с притоком холодной пресной воды в акваторию. В целом температура и соленость за рассматриваемый период выросли.
Несмотря на резкие колебания параметров среды, популяция губок осталась вполне устойчивой за последние 100 с лишним лет с момента ее первого описания. Ученые отмечают, что точные пределы устойчивости губки к колебаниям температуры и солености не известны, как и характеристики животных, которые дают им такую устойчивость. Однако их результаты дают надежду на то, что «русская шапка» может справиться с изменением климата, которому сопутствует потепление океана.
«Мы показали, что уникальная стеклянная губка Vazella pourtalesi у берегов Новой Шотландии живет в акватории, где температура и соленость воды очень сильно колеблются. Устойчивость этого вида к таким колебаниям, возможно, показывает, как он будет реагировать на изменение климата», — пишут авторы статьи.
Ранее американские биологи Читать дальше, что за последние 47 лет кораллы вблизи побережья Гавайских островов стали лучше переносить повышение температуры морской воды. Повторив эксперимент 1970 года по выживаемости кораллов в воде с повышенной температурой, ученые выяснили, что за это время увеличился процент выживаемости полипов, при этом они стали медленнее обесцвечиваться и быстрее восстанавливаться.
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.