Автоматическая межпланетная станция «Юнона» получила наиболее четкие фотографии юпитерианских атмосферных гравитационных волн, что позволило оценить размеры подобных образований и дает ценную информацию о процессах в атмосфере Юпитера, сообщается в пресс-релизе на сайте NASA.
Впервые крупные высотные воздушные потоки, похожие на волны, были обнаружены в атмосфере Юпитера аппаратами межпланетной миссии «Вояджер» во время близких пролетов мимо планеты в 1979 году. В основном они концентрируются в экваториальной области газового гиганта. Теперь же автоматическая межпланетная станция «Юнона» при помощи своей камеры JunoCam смогла получить наиболее детальные изображения этих необычных атмосферных структур, что позволило оценить их размеры.
Оказалось, что подобные атмосферные образования могут содержать от двух до нескольких десятков волн, при этом расстояние между их гребнями может составлять от 65 до 1200 километров, а сами волны могут возвышаться над окружающими облаками на 10 километров. Они могут как находиться вблизи других объектов в атмосфере Юпитера, например вихрей, циклонов, или вдоль направлений воздушных потоков, так и не иметь никакой связи с ними. Некоторые ряды волн выглядят так, как будто их фронты сходятся или перекрываются на разных высотах. Скорее всего, как предполагают ученые, наблюдаемые волноподобные структуры являются атмосферными гравитационными волнами, которые формируются при обтекании воздушным потоком различных препятствий.
Миссия «Юнона» была запущена к Юпитеру в августе 2011 года, а в июле прошлого года она уже рассмотрели.
Это первый известный гидрид металлов в атмосферах экзопланет
Астрономы при помощи наземных телескопов достоверно обнаружили гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера WASP-31b. Это первый случай подтвержденного открытия гидрида металлов в атмосферах экзопланет. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters. Линии гидридов и оксидов металлов используются астрофизиками при спектроскопических исследованиях атмосфер очень холодных звезд и коричневых карликов для их классификации и определения некоторых свойств — например, металличности или наличия облаков. Горячие экзогиганты могут обладать температурой, сравнимой с температурой коричневых карликов (а порой и звезд), поэтому в них тоже можно найти оксиды и гидриды металлов, которые влияют на свойства их атмосфер, например, вызывают температурную инверсию. Неоднократные поиски на горячих и теплых экзопланетах гидридов железа и хрома уже давали интересные кандидатуры, однако эти результаты основаны на спектроскопии низкого разрешения, что затрудняет достоверную идентификацию различных соединений и не позволяет сделать однозначных выводов. Группа астрономов во главе с Лаурой Флэгг (Laura Flagg) из Корнеллского университета сообщила об однозначном обнаружении гидрида хрома (CrH) в атмосфере горячего юпитера WASP-31b. Для этого ученые проанализировали данные спектроскопических наблюдений высокого разрешения, проведенных при помощи спектрографов GRACES и UVES, установленных на наземных телескопах «Джемини-Север» и VLT. Наблюдения велись в 2017 и 2022 году, во время транзитов планеты по диску звезды. Масса WASP-31b оценивается в 0,478 массы Юпитера, а радиус — в 1,549 радиуса Юпитера, она совершает один оборот вокруг своей звезды спектрального класса F5 за 3,4 дня и обладает равновесной температурой 1481 кельвин, а также очень низкой плотностью. Ранее в атмосфере экзопланеты уже был обнаружен гидрид хрома, однако тогда данные казались не до конца убедительными — статистическая значимость открытия составила 3,3 сигма. В текущем исследовании статистическая значимость обнаружения гидрида хрома составляет 5,6 сигма, что делает WASP-31b первой экзопланетой с подтвержденным наличием гидрида металла. Авторы отмечают, что текущие возможности наземной спектроскопии высокого разрешения для поисков гидридов и оксидов металлов на других экзопланетах ограничены и для новых открытий стоит использовать космические телескопы, такие как «Джеймс Уэбб», а также будущие крупные наземные телескопы следующего поколения. Ранее мы рассказывали о том, как астрономы впервые отыскали барий, самарий и тербий в атмосферах ультрагорячих юпитеров — это самые тяжелые найденные на сегодня элементы в атмосферах экзопланет.