Началась сборка подводного робота «Сарма». Он пройдет Северным морским путем

Проводка судов по Северному морскому пути

sovcomflot.ru

Нижегородское конструкторское бюро «Лазурит» приступило к сборке первого автономного необитаемого подводного аппарата «Сарма», сообщает РИА Новости. Такой аппарат должен будет работать под водой значительное время. В 2023 году один из трех прототипов подводного робота «Сарма» должен будет пройти под водой по Северному морскому пути.

Северный морской путь — кратчайший водный маршрут из Европы в Азию. Его длина составляет около 14 тысяч километров. В настоящее время не существует ни одного подводного робота, который мог бы преодолеть такое расстояние самостоятельно без подзарядки или дозаправки.

Российский подводный робот «Сарма» будет оснащен анаэробной энергетической установкой, которая будет подзаряжать его аккумуляторы, питать бортовые системы и электродвигатели. Во время испытаний аппарат должен будет самостоятельно пройти по Северному морскому пути около десяти тысяч километров.

В ближайшие несколько лет бюро «Лазурит» планирует собрать три подводных робота, которые сперва пройдут испытания на Черном море. Как пишет «Российская газета», аппараты под водой пройдут из Севастополя в Сочи и обратно.

В июне текущего года сообщалось, что первый подводный робот проекта «Сарма» будет представлен в конце 2019 года. На первом этапе аппарат будет оснащен обычной аккумуляторной сборкой. На втором этапе планируется сделать гибридную энергетическую установку, в которой для выработки энергии для подзарядки батарей и питания двигателя и бортовых систем, возможно, будет использоваться двигатель Стирлинга.

На третьем этапе двигатель Стирлинга планируется заменить другой системой «с использованием, возможно, и водорода». Другие подробности о перспективном подводном роботе не раскрываются.

В конце 2016 года российский концерн «Океанприбор» представил новую систему подводного позиционирования для роботов. Система получила название «Позиционер». Ее планируется использовать для организации локальных подводных навигационных зон вокруг районов нефте- и газодобычи.

В состав системы входят несколько гидроакустических буев, устанавливаемых вблизи дна. Эти буи оснащены системой спутниковой связи и навигации «Гонец-Д1М», работающую с сигналами ГЛОНАСС. В новой системе неподвижно установленные буи определяют собственные координаты по спутниковым сигналам и передают их в виде акустических сигналов подводным роботам.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.