Исследователи из Национального центра научных исследований Франции и Университета Ренн I нашли новый способ отпугивать хищных птиц от аэропортов и тем самым снижать число случаев столкновения самолетов с пернатыми. Для отпугивания птиц ученые использовали экраны, на которые передавалось постепенно увеличивающееся изображение, похожее на широко открытые глаза. Результаты исследования, проводившегося в аэропорту «Тарб-Лурд-Пиренеи», опубликованы в PLoS One.
Птицы представляют серьезную опасность для пассажирских и грузовых самолетов. По данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, с 1990-го по 2006 год во всем мире из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами погибли 262 человека, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. При этом ежегодно авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности 625-650 миллионов долларов на устранение повреждений, полученных пассажирскими самолетами из-за столкновения с птицами.
Сегодня птиц от аэропортов отпугивают несколькими способами, включая пугала и громкоговорители с неприятными для птиц громкими звуками. Кроме того, вблизи некоторых аэропортов служащие могут разорять птичьи гнезда. Тем не менее, столкновения самолетов и вертолетов с птицами все равно происходят относительно часто и избежать их полностью не представляется возможным. Случаи столкновения с птицами учащаются в перелетные сезоны.
Новый способ отпугивать птиц, опробованный французскими исследователями, рассчитан на хищников, которые, по мнению ученых, меньше других пернатых опасаются посторонних воздушных объектов. При этом из-за особенностей птичьего зрения, хищники просто не успевают оценить самолет как угрозу и уклониться от столкновения с ним. Обычные статичные методы отпугивания, например, пугала, на хищных птиц не действуют, поскольку они лучше замечают подвижные объекты.
Свое исследование ученые разделили на два этапа. На первом этапе хищным птицам, содержащимся в неволе, показывали увеличивающиеся и неподвижные изображения нескольких объектов, расположенных на сером фоне: широко раскрытых глаз, спирали, черного круга, круга залитого черно-белым градиентом с имитацией объема, волнового градиента и черной звезды. Каждой из птиц в исследовании на протяжении часа показывали изображения, которые сменялись неожиданно с промежутками между 25 секундами и 10 минутами.
Исследование проводилось на семи орлах (Hieraaetus pennatus, Aquila chrysaetos и Aquila rapax), семи соколах (Falco rusticolus, Falco peregrinus, Falco jugger и Falco cherrug), пяти коршунах (Milvus migrans), четырех грифах (Cathartes aura и Cathartes melambrotus), двух орланах (Haliaeetus leucocephalus), двух ястребах (Parabuteo unicinctus) и ястребином канюке (Geranoaetus melanoleucus). Выяснилось, что сильнее всего все эти птицы реагировали на медленно увеличивающееся изображение широко открытых глаз.
Назвать точную причину, по которой хищные птицы пугались именно этого изображения, исследователи не берутся. Ученые предполагают, что это изображение хищники воспринимали как приближающийся опасный объект.
На втором этапе исследования ученые разместили рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта «Тарб-Лурд-Пиренеи» во Франции два светодиодных дисплея, на которые в течение недели выводилось постепенно увеличивающееся изображение широко открытых глаз. Перед началом эксперимента исследователи в течение недели наблюдали за птицами вокруг аэропорта. Аналогичные по продолжительности наблюдения были проведены и после установки и включения дисплеев.
По итогам эксперимента выяснилось, что число наблюдаемых за неделю хищных птиц в зоне видимости включенных дисплеев снизилось в 2,8 раза по сравнению с неделей наблюдений с выключенными дисплеями. При этом оказалось, что в зонах, из которых дисплеи не видны, наблюдаемое число хищных птиц увеличилось в 3,6 раза. Кроме того, исследователи пронаблюдали и за врановыми птицами, отметив уменьшение их числа в зоне видимости дисплеев в 6,9 раза и увеличение в 2,4 раза за пределами видимости. На других птицах установка дисплеев почти не сказалась.
В апреле текущего года портал MilitaryTimes, используя статистику ВВС США, составил рейтинг самых опасных для американской военной авиации птиц. Рейтинг составлен на основании данных об авиационных происшествиях с участием птиц за 1996-2016 финансовые годы. Самыми дорогостоящими для ВВС США стали канадские казарки. Масса тела этих птиц из семейства утиных может достигать 6,5 килограмма. В общей сложности повреждения авиационной технике и летчикам, нанесенные казарками, оцениваются в 93,8 миллиона долларов.
Второе место в рейтинге заняли урубу из семейства американских грифов. Масса тела этих птиц достигает двух килограммов. Ликвидация последствий столкновения с урубу, иначе называемыми американскими черными катартами, обошлась ВВС США в 75,7 миллиона долларов. На третьем месте рейтинга оказались короткоклювые гуменники, водоплавающие птицы из семейства утиных. Гуменники с массой тела до 3,4 килограмма нанесли военным ущерба на общую сумму 43,3 миллиона долларов. В эту сумму входит и лечение пострадавших летчиков.
Современная авиационная техника в большинстве случаев проходит специальную сертификацию на устойчивость к столкновению с птицами. Прохождение такой сертификации означает, что тот или иной летательный аппарат при столкновении с птицами в воздухе сможет либо продолжить полет, либо безопасно долететь до ближайшего аэродрома и приземлиться даже при попадании животного в двигатель.
Василий Сычёв
Американская компания Stratolaunch представила первый прототип гиперзвукового планера Talon-A. Он позволит отработать сброс из-под крыла самолета Stratolaunch Roc, а будущие версии после отделения смогут развивать скорость до шести Махов.