Исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев заявил, что причиной аварии при запуске космического корабля «Союз МС-10» стало столкновение бокового ускорителя и второй ступени при разделении ступеней, из-за чего нижняя часть второй ступени получила повреждение, сообщает ТАСС.
Во время запуска пилотируемого космического корабля «Союз МС-10», проходившего 11 октября 2018 года, произошла авария. Примерно через две с половиной минуты после начала полета при отделении боковых ускорителей первой ступени произошла авария и корабль начал совершать экстренную посадку — баллистический спуск. Капсула с экипажем приземлилась в центральной части Казахстана, а затем обоих космонавтов — россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга (Tyler Nicklaus Hague) — обнаружил поисково-спасательный отряд, который доставил их в ближайший город Жезкаган.
В пятницу 12 октября исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев рассказал о предварительных причинах аварии. По его словам, на данный момент специалистам очевидно, что «при разделении первой и второй ступеней произошло соприкосновение. Произошло отклонение от штатной траектории и, похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени».
Крикалев отметил, что пока это не окончательная версия. Почти сразу после аварии «Роскосмос» сформировал государственную комиссию по расследованию аварии. По словам исполнительного директора «Роскосмоса», результаты работы комиссии будут известны к 20-м числам октября. Этому будет способствовать и то, что специалисты уже нашли обломки ракеты «Союз ФГ» в Казахстане.
Одним из главных последствий аварии «Союз МС-10» стало то, что «Роскосмос» и NASA на время остались без средств доставки экипажа на Международную космическую станцию. «Роскосмос» заявил, что постарается избежать консервации станции, но такое развитие событий не исключено. Вчера мы попросили популяризатора космонавтики Виталия Егорова рассказать, что именно произошло во время взлета ракеты и какие последствия могут быть у этой аварии.
Григорий Копиев
При этом ориентация посадочного модуля IM-2 нерасчетная
Луноход MAPP компании Lunar Outpost и экспериментальная система связи от компании Nokia, как и другие полезные нагрузки на борту посадочного модуля IM-2 «Афина» компании Intuitive Machines, получают электропитание и способны отправлять и принимать команды с Земли. При этом команда модуля уверена, что после посадки в окрестностях южного полюса Луны ориентация «Афины» не вертикальна — возможно, он накренился. Более точную информацию можно будет получить, когда модуль передаст на Землю снимки, а орбитальный аппарат LRO снимет его с окололунной орбиты. Местоположение модуля относительно предполагаемого эллипса посадки на Луне также неясно, однако инженеры считают, что им удалось прилуниться на горе Мутон. «Афина» подзаряжает аккумуляторы и поддерживает связь с Землей, однако пропускная способность антенны с высоким коэффициентом усиления ограничена.