Специалисты подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского приступили к продувочным испытаниям модели тяжелого транспортного экранолета. Согласно сообщению института, на первом этапе испытаний ученые исследовали аэродинамические характеристики модели при полете на высоте вдали от экранного эффекта. В настоящее время исследователи проводят анализ полученных во время продувки модели данных.
Продувочные испытания необходимы для оценки аэродинамических характеристики перспективных аппаратов, за счет имитации их полета на разных скоростях и при разных состояниях окружающего воздушного потока. Получаемые по итогам таких испытаний данные впоследствии позволяют вносить изменения в проект летательного аппарата, чтобы улучшить его аэродинамические характеристики. Испытания моделей летательных аппаратов проводятся в аэродинамической трубе при разных скоростях воздушного потока и с имитацией различных условий полета.
Во время первых продувочных испытаний модели перспективного тяжелого транспортного экранолета исследователи проверяли эффективность его органов управления, а также влияние на общие аэродинамические характеристики мотогондол, различных вариантов носовой части и законцовок крыла. В ближайшее время планируется провести аналогичные исследования, но уже вблизи плоской поверхности — экрана. Она будет имитировать земную поверхность, при полете вблизи которой возникает экранный эффект.
При полете самолета на небольшом расстоянии от земли он попадает под действие экранного эффекта, который проявляется тем, что возмущения воздушного потока от крыла доходят до плоской поверхности, отражаются от нее и возвращаются к крылу. Таким образом возникает воздушная подушка, дающая дополнительную подъемную силу летательному аппарату. Суда, летающие с использованием экранного эффекта, называются экранопланами, а аппараты, способные «отрываться» от экрана и подниматься на высоту, — экранолетами.
Согласно проекту перспективного экранолета, который разработчики называют тяжелым транспортным самолетом интегральной схемы, аппарат сможет выполнять межконтинентальные перелеты дальностью не менее шести тысяч километров. Большую часть полета экранолет будет находиться в зоне действия экранного эффекта на высоте от трех до 12 метров от земной или водной поверхности. Благодаря этому аппарат будет тратить меньше топлива. Взлетать и садиться экранолет сможет с обычных взлетно-посадочных полос.
Предполагается, что перспективный экранолет получит несущий фюзеляж и относительно короткое крыло. В фюзеляже будут размещены грузовые отсеки. Загрузка в эти отсеки будет производиться через откидные люки. Экранолет сможет перевозить грузы, в том числе и в стандартных грузовых контейнерах, общей массой до 500 тонн. Проектом экранолета предполагается использование криогенного топлива — сжиженного природного газа.
Ранее стало известно, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева возобновил проектирование сверхтяжелого транспортного гидросамолета Бе-2500. Проект находится на стадии эскизного проектирования; разработчики «смотрят летно-технические характеристики, смотрят заказчиков». По завершении эскизного проектирования предприятие примет решение о дальнейшей судьбе проекта. Проектирование гидросамолета Бе-2500 «Нептун» велось с конца 1980-х годов и было прекращено в начале 2010-х годов.
Проект предусматривал создание летательного аппарата, который мог бы передвигаться как в режиме экрана над водой подобно экраноплану, так и в самолетном режиме на высоте. Такой аппарат принято называть экранолетом. Ожидалось, что Бе-2500 получит фюзеляж длиной 115,5 метра, крыло размахом 125,5 метра. Взлетный вес экранолета должен был составить не менее 2,5 тысячи тонн. В режиме экраноплана «Нептун» мог бы передвигаться на скорости в 450 километров в час, а в режиме самолета — 770 километров в час. Экранолет мог бы перевозить грузы массой до одной тысячи тонн на расстояние до 16 тысяч километров.
Василий Сычёв