Исследователи смогли исправить точечную мутацию, приводящую к развитию фенилкетонурии, в ДНК клеток печени у взрослых мышей, в результате чего мыши вылечились. Для этого ученые модифицировали «редактор оснований» на основе белка Cas9 таким образом, чтобы его ген можно было доставить в печень при помощи вирусного вектора. Как предполагают авторы публикации в Nature Medicine, этот подход можно использовать для терапии множества наследственных заболеваний у взрослых людей.
Система редактирования генома CRISPR-Cas9 уже не раз была опробована для лечения наследственных заболеваний на животных моделях. Однако принцип редактирования «классической» версией Cas9 основан на том, что белок вносит разрез, который затем залечивается с участием системы гомологичной рекомбинации ДНК. Эта система активна в делящихся клетках, но многие ткани и органы взрослого организма содержат преимущественно покоящиеся клетки, в которых CRISPR-редактирование работает плохо. Сюда относятся, в частности, клетки печени, а недостаточность печеночных ферментов в результате точечных мутаций лежит в основе целой группы наследственных заболеваний.
Чтобы исправлять мутации в клетках с высокой эффективностью, можно доставлять туда так называемые «редакторы оснований», сделанные на базе неактивной нуклеазы (например, dCas9), которая связывается с ДНК, но не разрезает ее. Функции редактирования здесь выполняют ферменты-дезаминазы, «пришитые» к нуклеазе (подробнее о том, как устроены «редакторы оснований», можно прочитать здесь и здесь). «Редакторы» могут без всяких разрезов менять, например, «буквы» GC на TA, и наоборот. Однако такие составные белки очень большие и их терапевтическое применение ограничено уже возможностями доставки ДНК (точнее, кодирующих их генов) в ткани. Самыми популярными векторами для доставки, к примеру, в печень, остаются адено-ассоциированные вирусы, однако их «емкость» довольно мала.
В новой работе ученые из Высшей технологической школы Цюриха применили «редактор оснований» для исправления мутации в гене PAH, приводящей к развитию фенилкетонурии, в печени у взрослых мышей. Фенилкетонурия обусловлена недостаточностью печеночного фермента фенилаланин-гидроксилазы (PAH), которая катализирует превращение фенилаланина в тирозин. В результате накопления фенилаланина у больных наблюдается ряд неврологических симптомов, в том числе умственная отсталость и судороги. Мутация в мышином гене PAH, приводящая к замене С на Т в 835 позиции тоже приводит к развитию подобных симптомов у мышей, поэтому такие мыши считаются хорошей моделью для изучения фенилкетонурии. Более того, восстановление активности фермента на мышах легко отслеживать, потому что у больных животных наблюдается недостаток меланина, в результате чего они не черные, а желтые.
Для того, чтобы доставить огромную генетическую конструкцию, кодирующую «редактор», в печень, ученым пришлось разделить белок на две части и добавить к каждой половинке кусок последовательности интеина, отвечающего за «белковый сплайсинг». При слиянии половинок последовательность интеина восстанавливается, и он выщепляется, сшивая куски «редактора» в целый белок. Конструкцию, кодирующую отдельную половинку, упаковали в отдельный вирусный вектор, который должен был доставить ее в печень.
Несмотря на то, что такая сложная схема должна была значительно снизить эффективность редактирования, эксперимент на клетках показал сравнимую эффективность редактирования. Более того, у мышей, которым ввели высокую дозу вирусных частиц, через шесть недель концентрация фенилаланина в крови снизилась в 20 раз до физиологического значения менее 120 микромоль. Эффективность редактирования ДНК в клетках печени составила в среднем 10 процентов через четыре недели после введения вирусов и 25 процентов через 26 недель, а оценка эффективности по последовательности мРНК показала даже цифру в 63 процента. Активность фермента при этом восстановилась в пределах 2-23 процента от нормы, а у мышей восстановился «здоровый» черный фенотип. Авторы работы заключили, что «редакторы оснований» в такой форме хорошо подходят для исправления мутаций в клетках с ограниченным потенциалом деления.
В прошлом году мы рассказывали про попытку редактирования ДНК в клетках печени взрослого человека при помощи нуклеазы с «цинковыми пальцами». В составе вирусных частиц в печень нескольких пациентов с синдромом Хантера планировалось доставить как нуклеазу, так и нормальную копию гена, которая должна была встроиться в место разреза. Недавний предварительный отчет показал, что эффективность такого подхода оставляет желать лучшего.
Дарья Спасская
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.