ВВС США присвоили перспективной гиперзвуковой ракете-носителю GOLauncher 1, которая будет использоваться для суборбитальных исследований, индексное обозначение X-60A. Как сообщает Defense Aerospace, это первая в истории стартап-разработка, получившая официальный индекс экспериментальной программы X. Обозначение было присвоено ракете-носителю в соответствии с традицией, начавшейся в 1947 году при испытании ракетоплана X-1.
В США программы новых летательных аппаратов, технологии которых считаются важными для будущего авиации и космонавтики, получают обозначение X. Всего с 1947 года в США под обозначением X были построены и испытаны 68 пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а также гиперзвуковых ракет и возвращаемых головных частей ракет-носителей и баллистических ракет. Большинство программ под обозначением X было реализовано под контролем NASA. Предыдущее обозначение — X-59 — было присвоено в июле 2018 года «тихому» сверхзвуковому самолету проекта QueSST.
На прототипе GOLauncher 1, установлены жидкостный ракетный двигатель Hadley, работающий на керосине и использующий в качестве окислителя жидкий кислород. Эта силовая установка способна развивать тягу чуть больше 22 килоньютонов (на уровне моря) и обеспечивать разгон носителя до скоростей, в 5-8 раз превышающих скорость звука. Огневые испытания двигателя в составе ракеты начались в июле текущего года. Как ожидается, первые летные испытания GOLauncher1 будут проведены в конце 2019 года.
GOLauncher1, разрабатываемый стартапом Generation Orbit Launch Services в интересах ВВС США, станет носителем для различного измерительного оборудования, которое позволит проводить исследования в области микрогравитации, астрофизики, а также физики новых материалов. Кроме того, ракету можно будет использовать и для вывода в космос наноспутников. Масса нового носителя составляет 1,1 тонны. X-60A сможет нести различное оборудование или наноспутники общей массой от 136 до 454 килограммов.
Ракету можно будет использовать для исследовательских запусков по суборбитальным траекториям высотой от 15,2 до 36,6 тысяч метров со скоростями полета от четырех до восьми чисел Маха (от 4,9 до 9,9 тысячи километров в час). После начала серийного производства X-60A американская компания намерена наладить выпуск более тяжелых ее производных — GOLauncher 2 и GOLauncher 3. Эти ракеты смогут нести бо́льшие по объему и массе грузы, выполнять полеты по траекториям с бо́льшим диапазоном высот на более высоких скоростях. Носителем ракет семейства GOLauncher станет широкофюзеляжный самолет DC-10.
Сегодня американские разработчики и ученые не имеют инструментов, которые бы позволяли проводить широкий спектр исследований в области микрогравитации и высокоскоростного атмосферного полета. До 1968 года подобные исследования в США проводились с помощью экспериментального ракетоплана X-15, изначально проектировавшегося для космических полетов с самолета-носителя. До закрытия программы X-15 ракетопланы с различным оборудованием применялись для исследований, данные которых использовались, в том числе, в разработке американских космических программ.
Василий Сычёв
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона пришел к выводу, что легкие внедорожники американской армии ISV неэффективны в бою и миссиях по сотрудничеству в области безопасности и сдерживанию против практически равных угроз. Как сообщает Breaking Defense, они тормозят стрельбу солдат по противнику.