Диких воробьев научили петь песни из динамиков

Ученым впервые удалось научить птиц петь новую песню в дикой природе, а не в лаборатории — 30 воробьев в ходе эксперимента не только подхватили мелодии из динамиков, но и передали их следующему поколению. Исследование об этом опубликовано в журнале Current Biology.

У восьми групп животных — певчих птиц, колибри, попугаев, летучих мышей, китообразных, ластоногих, слонов и людей — детеныши учатся издавать звуки, используемые для общения, слушая взрослых сородичей. Для птиц это неоднократно подтверждалось в лабораторных экспериментах: особи, которых лишали слуха или возможности слушать чужие песни, сами не могли исполнять обычные для своего вида мелодии. Однако в полевых условиях воспроизвести эти эксперименты достаточно сложно.

Дэн Меннилл (Dan Mennill) из Виндзорского университета и его коллеги заявляют, что им впервые удалось научить диких птиц искусственно созданной мелодии. Ученые работали с изолированной популяцией саваннских воробьев Passerculus sandwichensis на канадском острове Кент. Эти воробьи после миграции возвращаются к месту своего рождения для размножения, что позволило ученым наблюдать одних и тех же птиц на протяжении нескольких сезонов.

Исследователи расставили на острове 40 динамиков на солнечных батареях, исполнявших нетипичную для популяции мелодию — поскольку птицы острова Кент за последние 30 лет изучены достаточно хорошо, ученые смогли подобрать надежно отличимые от обычных песен звуки. За шесть лет, с 2013 по 2018 год, они обучили пять групп птиц, наблюдая за ними с рождения до взрослого возраста.

«Я был довольно сильно шокирован тем, что нам удалось научить диких птиц петь с помощью динамиков. У воробьев в нашей островной популяции было множество возможностей учиться у других птиц, но 30 особей все равно выучили песни из динамиков, что дает нам экспериментальное подтверждение того, как проходит голосовое обучение», — сказал Меннилл, которого цитирует пресс-служба издательства журнала.

Кроме того, меняя отличительные черты в мелодиях, ученые смогли показать, что четыре воробья научились искусственно созданной песне не от динамиков, а от первого поколения обученных птиц. В статье отмечается, что авторам не удалось найти каких-либо свидетельств того, что птицы с искусственными песнями были менее успешны в размножении и выживании, поэтому они считают свой эксперимент этически приемлемым. Кроме того, исследования на двух соседних островах показали, что искусственные песни не распространились за пределы острова Кент.

Авторы статьи считают, что им удалось получить «однозначные доводы в пользу гипотезы голосового обучения: дикие птицы учатся петь на основе звуков, которые слышат в первый год жизни». При этом в эксперименте с последними тремя когортами выяснилось, что для того, чтобы воробей выучил песню, ее нужно слышать как в первое лето жизни, так и в последующую весну.

Ранее орнитологи из Австралии показали, что расписные малюры могут учиться косвенно от других птиц — если они слышат тревожные сигналы вместе с совершенно новыми для них звуками, они запоминают эти звуки как опасные, хотя никакой непосредственной опасности от них не исходило.

Антиэстрогенные средства помогли побороть эстрогеннегативный рак