Американский стартап Zunum Aero решил оснастить свой перспективный гибридный самолет ZA10, который сможет перевозить 12 пассажиров, вертолетным турбовальным двигателем французской компании Safran. Как пишет TechCrunch, на перспективном самолете планируется использовать силовую установку Ardiden 3Z, новую версию двигателей семейства Ardiden для легких многоцелевых вертолетов. В составе ZA10 новый двигатель будет подключен к генератору электрической мощностью 500 киловатт.
Гибридным самолетом принято называть летательный аппарат, двигатели которого работают на электричестве, которое, в свою очередь, вырабатывается турбогенератором и накапливается в аккумуляторах. В турбогенераторе в качестве силовой установки может использоваться практически любой двигатель внутреннего сгорания (газотурбинный, турбовальный, дизельный), если его мощности достаточно для раскрутки предусмотренного проектом генератора.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой гибридных самолетов. Разработчики полагают, что новые самолеты будут существенно экономичнее и экологичнее современных летательных аппаратов, в частности, за счет более дешевого обслуживания и гораздо меньшего потребления топлива. В первую очередь гибридные самолеты планируется использовать на ближних маршрутах вместо турбовинтовых летательных аппаратов и реактивных «кроссоверов».
Двигатель Ardiden 3Z, который планируется использовать в составе ZA10, сможет развивать мощность до 1,3 тысячи лошадиных сил. По оценке разработчиков, благодаря этой силовой установки на борту самолета будет достаточно энергии, чтобы он мог выполнять полеты на скорости в 550 километров в час на расстояние 800 километров. При этом объем выбросов гибридного самолета будет меньше на 80 процентов по сравнению с обычным летательным аппаратом на этом же маршруте.
Zunum Aero представил первый проект гибридного самолета в октябре прошлого года. Тогда сообщалось, что 12-местный региональный самолет сможет выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а дальность его полета составит 1,1 тысячи километров. Позднее дальность полета самолета может быть увеличена до 1,6 тысячи километров. Для взлета летательному аппарату потребуется полоса длиной не более 670 метров. В крейсерском полете перспективный самолет сможет полностью выключать турбогенератор.
Ожидается также, что региональный гибридный самолет будет существенно тише обычных, что позволит использовать его с меньшими ограничениями в небольших региональных аэропортах недалеко от населенных пунктов. Стоимость одного часа полета нового самолета составит около 260 долларов. Для сравнения, стоимость одного часа полета обычного турбовинтового регионального самолета аналогичной вместимости может достигать 600-700 долларов.
В мае текущего года американская чартерная авиакомпания JetSuite, выполняющая региональные перелеты,
с Zunum Aero опцион на поставку ста гибридных пассажирских самолетов. Первый новый самолет планируется поставить перевозчику в 2022 году. В случае, если все договоренности останутся в силе, JetSuite станет первой авиакомпанией в мире, имеющей в собственном парке гибридные пассажирские самолеты.
По условиям опциона, соглашения, подразумевающего возможность покупки самолетов по заранее оговоренной цене, JetSuite получит гибридные самолеты Zunum Aero в девяти- и шестиместной конфигурации. Их планируется использовать в качестве самолетов деловой авиации. По мере эксплуатации новых самолетов перевозчик будет передавать стартапу данные о маршрутах, на которых они используются, и аэропортах. Эти данные будут использованы для развертывания сети технического обслуживания гибридных летательных аппаратов.
Василий Сычёв